Компания «Оксиал» (OCSiAl) раньше не показывала широкой публике свою установку по синтезу нанотрубок «Графетрон», тщательно охраняя секреты производства. Но запустив недавно новую, «Графетрон-50» (рассчитана на 50 тонн продукции в год, в то время как первая установка — на 25 тонн), решилась продемонстрировать это масштабное сооружение. В мире эта установка самая крупная.
«Материал, который мы здесь синтезируем, ни на что не похож. Он лишь в десять раз тяжелее воздуха и в сто раз легче воды, а выглядит как липкая черная паутина. Пять-десять килограммов субстанции из нашего реактора может наполнить эту комнату. Никто в мире, кроме, может быть, пауков, ничего похожего не производит, — улыбается президент “Оксиал” Юрий Коропачинский. — Не только синтезировать, но и транспортировать и измельчать этот материал нужно особым образом. Наша установка не просто реактор для синтеза, а завод-робот, который сам выполняет все операции, а в конце цикла находится емкость с готовым измельченным однородным материалом».
Вари, горшочек
В безлюдном помещении за стеклом стоит что-то похожее на большой котел, окруженный многочисленными переплетенными трубками. «Варятся» здесь одностенные углеродные нанотрубки, иначе говоря, свернутые в цилиндр плоскости графена. Применение этого материала меняет свойства исходного материала в лучшую сторону — например, делает его прочнее, повышает электро- и теплопроводность. Нанотрубки могут повысить проводимость электролита в батарее, тогда у нее упадет внутреннее сопротивление, и она будет меньше нагреваться, что уменьшит вероятность взрыва. «Добавление нанотрубок к традиционным материалам может позволить создать принципиально новые конструкционные материалы», — комментирует Максим Худалов, старший директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).
Нанотрубки бывают одностенные и многостенные, первые считаются более чистым материалом с более высокими свойствами теплопроводности («Оксиал» специализируется как раз на одностенных). «При этом многослойные трубки дешевле в производстве», — говорит Иван Бобринецкий, ведущий научный сотрудник Московского института электронной техники (МИЭТ), генеральный директор компании «Наносенсор», которая занимается интеграцией нанотрубок в микроэлектронику.
Объем мирового рынка одностенных нанотрубок Максим Худалов оценивает в 15–20 тонн, в стоимостном выражении это 20–25 млн долларов.
Инжиниринг установки делала израильская компания; полный список поставщиков оборудования для создания нанореактора в «Оксиал» не раскрывают. Но большинство из них, по словам Юрия Коропачинского, — зарубежные. Среди российских он называет завод «Сибэлектротерм», который участвовал в создании и первого, и второго реакторов. Только на оборудование и его монтаж (без учета стоимости зданий и сооружений) ушло порядка 23 млн долларов. «Но производить установка сможет продукции на сто миллионов долларов, — говорит г-н Коропачинский. — Если она будет работать