Через несколько месяцев мы будем вспоминать Пятидневную войну в Южной Осетии, ставшую первой проверкой российских Вооруженных сил в противоборстве с внешним противником в XXI веке. Едва ли не самое детальное исследование этого конфликта — «Танки августа», предыдущая книга Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ). Она претерпела несколько изданий и стала настоящим бестселлером в военном экспертном сообществе Европы. И вот теперь авторский коллектив Центра АСТ подготовил своего рода творческий сиквел «Танков» — «В ожидании бури: Южный Кавказ». Такое алармистское название выбрано не случайно. Из-за продолжающихся боевых действий в Сирии и на Украине регион Южного Кавказа оказался на периферии современной конфликтологии и геостратегического анализа. Вместе с тем конфликтный потенциал Кавказа вообще и Южного в особенности остается чрезвычайно высоким — это тлеющая пороховая бочка, способная взорваться в любой момент. А последствия этого взрыва непредсказуемы для глобальной безопасности. За прошедшее с 2008 года время произошли ощутимые изменения в региональном балансе сил. После окончания второго президентского срока Михаила Саакашвили и поражения его партии на парламентских выборах новое грузинское руководство сбавило темпы военных приготовлений. Снизился и накал в российско-грузинских отношениях — новая власть в Тбилиси временно отказалась от реваншистских планов силового восстановления контроля над Абхазией и Южной Осетией. Но если в Грузии все вроде бы затихло, то в Баку и Ереване, наоборот, застарелый конфликт начал разгораться с новой силой. И, в общем, понятно почему.
Военные тучи сгущались над непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) все последнее десятилетие. Авторы книги дотошно проанализировали ход строительства вооруженных сил и закупочную политику в области вооружений Армении и непризнанной НКР с одной стороны, и Азербайджана — с другой. Благодаря длительному периоду высоких цен на углеводороды Баку смог провести довольно масштабные по меркам постсоветских республик закупки высокотехнологичных вооружений и модернизировать свою армию. А созданное в Азербайджане министерство оборонной промышленности начало производить десятки образцов военной техники, иногда в кооперации с западными партнерами (чего стоит только новый завод по производству лицензионных израильских беспилотников). В результате баланс сил в армяно-азербайджанском противостоянии окончательно сместился в сторону Баку — не имеющая крупных запасов нефти и газа Армения (не говоря уже о нищей НКР) не смогла парировать усиление вероятного противника. Но, как это часто бывает, нарастающее экономическое и демографическое превосходство Азербайджана вызвало соблазн у его руководства проверить боеспособность сил НКР, что привело к короткому, но интенсивному боестолкновению весной 2016-го — так называемой Апрельской войне.
Российское руководство оказалось перед сложной дилеммой. С одной стороны, в рамках ОДКБ мы несем прямые военные обязательства перед своим формальным