Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Всё не то, чем кажется


Культура
566

Всё не то, чем кажется» — это название выставки, работающей до 30 сентября в Уральском филиале Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в Екатеринбурге. Выставка — ключевое событие «Бажов-Феста», одного из центральных проектов ГЦСИ на Урале, ставящего целью изучение уральской идентичности.

Бажов как прием

«Бажов-Фест» проходит второй раз (по четным годам) и чередуется с Уральской индустриальной биеннале. Оба работают с современными междисциплинарными практиками: в центре внимания всегда выставка современного искусства, тема которой развивается в публичной программе, перформансах, паблик-арте и специальных проектах. Но если биеннале посвящена индустриальности как актуальной практике, то «Бажов-Фест» исследует историю и мифологию Урала.

Почему Бажов? Примерно сто лет назад этот писатель и фольклорист придумал образ Урала как горнозаводского края — с особыми укладом, историей, природой. Его удалось внедрить в сознание современников с помощью сказов — как вымышленных, так и реальных сюжетов, устно передаваемых заводчанами и подтвержденных архивами. Родилась уральская мифология.

Тем же путем идет «Бажов-Фест». Художники разбирают методологию создания мифа, пытаются понять, каким образом автор создает воображаемый мир и остается при этом в тесной связи с реальностью. Они анализируют историческую, культурную, лингвистическую и археологическую специфику региона и предлагают свои мифологические образы. «Бажов как прием» — так определяют метод кураторы проекта.

Всё не то

Вся программа «Бажов-Феста» вращается вокруг выставки «Всё не то, чем кажется» (куратор — художник Владимир Селезнёв). В ней участвуют 16 художников и художественных объединений, большинство — родом с Урала: из Екатеринбурга, Катайска, Качканара, Нижнего Тагила и других городов. Некоторые арт-объекты созданы специально для выставки, другие — адаптированы и доработаны для нее. Все произведения посвящены уральской специфике, но каждый интерпретирует ее по-своему.

Чтобы попасть в мифологическое пространство выставки, нужно преодолеть «Недра» — пройти через инсталляцию Евгения Гаврилова, которая погружает зрителя в уральские пещеры. Не буквально, конечно, а на уровне ощущений: через звук, отблески света в темноте, камни под ногами. Продвигаясь из зала в зал, посетитель может оценить, как современные художники придают художественную форму мифам — личным, бажовским, региональным, общечеловеческим.

Одна из самых зрелищных работ — видео­скульптура «Кошмар удэгейца» Дмитрия Булныгина. На огромные грибы проецируется видео с бесконечными дорогами, потоками машин, безликими многоэтажками. Дни сменяют ночи под шаманскую музыку, но в «Кошмаре» не заходит луна — единственная проекция безмятежного острова в океане, снятого таймлапсом. Это антиутопическое сновидение собирательного коренного народа «удэгейцев» показывает, как социальное и природное вписывается в общие законы и стихии бытия, как цивилизация вытесняет из живого жизненные силы.

Иван Снигирев в работе «Плюшевый мир» помещает зрителя внутрь детских воспоминаний. Почти в каждой советской семье был ковер с оленями, пасущимися на берегу озера. И художник, много лет разрабатывающий компьютерные игры, на движке игры Unreal, популярной у подростков в 2000-е, воплощает детские фантазии о том, как олени оживают.

В фотосерии Алисы Горшениной «Русское инородное» автор выступает и как персонаж. На каждой фотографии — сама Алиса в окружении родных мест (художница родилась и выросла в небольшой деревне под Нижним Тагилом), а рядом с ней — жутковатые мифические персонажи. Героиня нарочито равнодушна к просачивающемуся иррациональному, а зрителям остается ежиться от не слишком приветливых обитателей мифологического мира.

Паблик-артпроекты и театральные лаборатории «Бажов-Феста» отвечают за мифы в городской среде. Куратор Женя Чайка и фотохудожник Федор Телков воплотили «Сказы» на старом Турчаниновском заводе в Сысерти. Они сделали буквальной «жизнь в заводе», поместив в заводское пространство избу с мультимедийной инсталляцией в ней. Как и Сысерть, Полевской связан с биографией Бажова, и обойти его «Бажов-Фест» не мог. Так, художник из Нидерландов Морис Меевезе привлек жителей Полевского к работе над прототипом «Стального кристалла». Вместе они лили раскаленный металл в землю, как это делалось в этих местах не первый век, создавая невидимую подземную скульптуру. Исполнение инсталляции в натуральную величину впереди.

В работе театральной лаборатории горожане участвовали непосредственно. В августе самые смелые отправились на неделю в Сысерть и поселились в кемпинге рядом с Турчаниновским заводом. Результатом эксперимента режиссера Андрея Смирнова стал вписанный в ландшафт перформанс для ста зрителей в декорациях старого завода.

Вторую лабораторию провел основатель pop-up театра режиссер Семен Александровский. На этот раз декорациями стал Екатеринбург: зрителей приглашали прогуляться по городу, а участники мастерской рассказывали им свои и чужие истории о городе. Таким образом, можно было взглянуть на город отстраненно и мифологизировать городскую среду. Не говоря о том, чтобы выйти из привычного театрального или выставочного пространства и почувствовать весь город как сцену. Или еще шире: весь Урал — как холст.

Всё не то, чем кажется
Алексей Патентный
Всё не то, чем кажется
Алексей Патентный
Всё не то, чем кажется
Алексей Патентный

— Прогулка по городу под видом театра пробуждает в участнике лаборатории жажду исследования. То же получилось и в Полевском: участники мастер-класса Мориса Меевезе легко согласились на то, что в их городе будет невидимая скульптура, поскольку попробовали сами — и разделили с художником веру в невидимость смыслов, — подводит итог Женя Чайка как руководитель проекта «Бажов-Фест» и заместитель директора Уральского филиала ГЦСИ.

Чем кажется

— Междисциплинарность разгерметизирует «Бажов-Фест», — уверена Женя Чайка. — За счет различных форматов мы получаем возможность говорить об уральской мифологии на всех уровнях, от частного опыта горожанина до научно-исторического знания.

Публичная программа «Бажов-Феста» и была посвящена изучению «мифоносных пластов» Урала — так называемой синкретичной уральской мифологии. На открывающей программу дискуссии участники сразу согласились, что такая мифология, действительно, существует и что крупнейшим ее выразителем был Бажов. О глубине проработки, охвате «уральских мифем» в сказах и о том, насколько важным подспорьем это стало для сегодняшних творцов, обстоятельно рассказала писательница, искусствовед и ураловед Елена Ленковская.

А директор департамента региональных исследований Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Сергей Новопашин уверял, что в сказах при должном старании можно разглядеть направления и особенности будущего технологического развития Урала.

Тем не менее ограничиваться анализом и проработкой бажовского наследия ни в коем случае не стоит: сейчас как никогда Уралу требуется, во-первых, актуализация идентичности и самопонимания, а во-вторых — обновление образа внешней репрезентации, и без многочисленных новых творческих проектов — художественных, выставочных, писательских — здесь не обойтись, уверял руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.

«Уральская мифология» влияет и на обыденную жизнь простых уральцев — это убедительно показала в лекции «От Нила до Исети, или Как использовать энергию древних мифов для внутренней трансформации» психоаналитик Надежда Власова. Она наглядно разложила уральские мифемы в соответствии с юнгианскими архетипами, прочертив неожиданные параллели с древнеегипетской мифологией. В результате, например, выяснилось, что трудовой и мастеровой Урал — это территория господства классического женского архетипа, а влияние «достижительного» мужского мифа в регионе очень невелико. Эти положения Надежда Власова иллюстрировала как персонажами и сюжетами из сказов Бажова, так и событиями из жизни современного Екатеринбурга.

Однако корни уральской мифологии растут, конечно, не из Древнего Египта, а из вогульских преданий. Вспомним, русские пришли на Урал в XVI веке, в то время Урал был башкирским. При этом ни те, ни другие — не «коренные уральцы»: до этого многие века территорию региона населяли угорские племена, предки современных хантов и манси. Очень красочно — с демонстрацией настоящих культовых и шаманских артефактов — о мансийском Урале рассказал Алексей Слепухин, один из основателей Историко-этнографического парка «Земля предков» и культурно-исследовательского центра «Команда искателей приключений».

Всё не то, чем кажется
Алексей Патентный
Всё не то, чем кажется
Алексей Патентный
Всё не то, чем кажется
Алексей Патентный

Начальник отдела древней истории народов Урала Музея истории и археологии Урала (подразделение Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера) Светлана Панина в мини-курсе лекций «Мифологическая картина мира на древнем Урале» показала, что зарождение и становление элементов и структур мансийских преданий можно проследить с глубокой древности — с наскальных рисунков эпохи неолита и энеолита.

А о современном мировоззрении манси и хантов поведал Илья Абрамов, этнограф, научный сотрудник сектора этноистории Института истории и археологии УрО РАН. Стержнем нынешней культовой практики угров, рассказал ученый, остается культ медведя, а главным традиционным событием в жизни народа — Медвежьи игрища. Такой праздник — это и поминки (божественного зверя провожают на небо к отцу, Верховному богу), и чествование удачливого охотника, и своего рода ассамблея, на которой старейшины могли обсудить общие вопросы. Традиция балансирует на грани исчезновения: современное поколение коренных народов выросло под влиянием массовой культуры, а главные песенные ритуалы праздника обращены в глубокое мифологическое прошлое. Современный слушатель уже не в силах их дешифровать.