Автор — штатный стратег Alibaba и знает ситуацию в компании изнутри. Он подробно описывает ее архитектуру и объясняет, почему она выглядит именно так, а не иначе. И мы наблюдаем глазами автора удивительную вещь: как несколько человек, прежде всего глава компании Джек Ма фактически изменили экономику огромной страны, осознав преимущество цифровых методов ведения бизнеса, позволяющих резко снизить издержки, а также расширить территорию продаж, и поверив в них.
Чтобы по-настоящему глубоко разобраться в тексте Цзэн Мина, лучше быть специалистом, но, с другой стороны, когда Джек Ма начинал свой путь, он почти наверняка обладал меньшими знаниями о торговле в интернете, чем почти любой из современных читателей. Когда он только основал свою компанию, интернет был доступен всего лишь одному проценту населения. И никто не собирался платить деньги вперед. Автор утверждает, что на заре существования Taobao (одна из торговых платформ Alibaba) было немало случаев, когда продавец приходил с товаром в назначенное место, а покупатель выхватывал товар у него из рук и скрывался на велосипеде, не дав опомниться. И совсем другое дело сейчас: число пользователей интернета в Китае превысило шестьсот миллионов, а количество заказов и платежей стало исчисляться сотнями тысяч в секунду.
Благодаря книге Цзэн Мина, который оговаривается, что родился в 1970 году, в период культурной революции, и чудом не умер от голода, мы видим, насколько гибкие и стратегически точные решения принимали лидеры Alibaba, выстраивая цифровую инфраструктуру. Она включает в себя и банк, выдающий столь ненавидимые в России мирокредиты, процент и срок выдачи которых высчитываются в соответствии с постоянно совершенствующимся алгоритмом. В итоге все счастливы: и потребители, и производители.
Цзэн Мин. Alibaba и умный бизнес будущего: как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию / пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 320 с. Тираж 6000 экз.