«У меня от природы много огня. Я провел отпуск в Испании, много времени находился под солнцем, по ночам танцевал на дискотеках. Эти занятия усилили огонь и стали причиной дисбаланса в организме: бессонница, раздражительность, тревога. Огонь уравновешивается водой — поэтому в спа-салоне мне назначают легкие ароматы, прохладные полотенца, мягкий массаж. Мы соединили аюрведу с маркетингом» — так характеризует свою концепцию бизнеса швейцарский бизнесмен Айзек Морено. Программист по образованию, последние десять лет он создает концептуальные проекты в индустрии сервиса в Европе. В кризис его компания Project 42 запустила три бренда на московском рынке салонов красоты — Mahash, Wax & Go, StressLess. Они имеют разную специализацию и охватывают сегменты от среднего (30 долларов за процедуру) до люксового (от 200 долларов). Годовой оборот всех салонов растет в среднем на 30%, а рентабельность составляет не менее 18–20%. Несмотря на то что в Project 42 сегодня входят только четыре салона в Москве, компания планирует стать федеральным игроком: в ближайшее время будут открыты салоны в других российских городах. Кроме того, осенью салон Mahash появится в Нью-Йорке.
Project 42 научилась справляться с многими проблемами косметического бизнеса, нередко приводящими к банкротству: неумением бороться с издержками, зависимостью от мастеров-звезд, левыми заработками персонала и т. д. Однако есть и риски: технологичность, жесткая ориентация на маркетинг со временем может нивелировать индивидуальный подход, к которому всегда тяготеет клиент салона. Тем более что конкуренция на рынке весьма высока: только в Москве несколько тысяч салонов, развиваются и сетевые проекты — «Персона», Jacques Dessange, Tony & Guy, Jean Louis David, «Моне». Об организации эффективного бьюти-сервиса в этой конкурентной среде Айзек Морено рассказал в интервью «Эксперту».
— Вы начали развивать сеть салонов красоты в кризис, когда падение спроса составило 15 процентов, а сам рынок оставался очень конкурентным. Вас не смутили такие риски?
— Это один из наиболее привлекательных рынков в Москве, его размер — около 10 миллиардов рублей, а динамика — около 15 процентов. В последнее время спрос сократился, но меня это не смутило: услуги красоты — некий антидепрессант, особенно востребованный в кризис. Я давно связан с индустрией сервиса — мои родители занимались управлением гостиниц. Правда, в юности моими идеалами были Стив Джобс и Билл Гейтс, и карьеру я связывал исключительно с программированием. В семнадцать лет мне удалось открыть первый бизнес — интернет-портал, который приносил очень хорошие деньги, компания оказалась одной из первых на рынке услуг интернет-логистики. Вторая моя компания, тоже интернет-портал, была менее успешной, я потерял несколько миллионов долларов. Я задумался: чем еще можно заняться? Мне очень нравился сервис — в Швейцарии я закончил МBА по управлению сервисом. На учебе встретил свою будущую жену, россиянку, она-то и предложила мне начать бизнес в России. В 2008