Всемирный экономический форум был основан в 1971 году немецким академиком Клаусом Швабом. Миссия у форума серьезная: способствовать улучшению положения дел в мире. За годы существования давосский форум превратился в элитарный клуб самых богатых и влиятельных людей мира. В этом году на мероприятие приехали три тысячи участников из 134 стран — политики, бизнесмены, журналисты, ученые, представители общественных организаций.
Первоначально форум был детищем англосаксонской политики глобализации. Если верить лозунгам Давоса, его участники выступают за равенство всех государств. Но глобалисты лукавят: как только глобализация переросла из идеи в реальность, организаторы форума заявили о разобщенности мира, с которой непременно надо бороться. В их понимании разобщенность — это не растущий разрыв между богатыми и бедными, а утрата англосаксами монополии на политику и экономическую политику. На мировой арене обосновались новые игроки, интересы которых в середине XX века еще никто не учитывал. На открытии форума в Давосе уже не звучит английская речь — в этом году на первом пленарном заседании ВЭФ выступил премьер-министр Индии Нарендра Моди, который, хотя и знает английский, предпочел говорить на хинди.
Страх англосаксов утратить контроль над миром понятен. Их собственные глобалистские проекты провалились: США вышли из Транстихоокеанского партнерства (ТТП), Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA) трещит по швам. При этом восточные проекты объединения стран Азии набирают обороты. Китай активно работает над концепцией «Один пояс — один путь», предполагающей создание единого экономического пояса Шелкового пути. Учитывая объем китайского капитала и роль Китая в мировой экономике, этот проект представляется более реальным, чем бренные останки ТТП без США.
Старый Свет против Нового
В действительности разобщенность мира гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Для Запада опасность представляет не только объединение азиатского мира: западное общество рискует расколоться изнутри.
Налицо назревающий конфликт между Европой и США. На прошлогоднем форуме в Давосе царила атмосфера страха и напряженности: Дональд Трамп тогда только стал президентом США, и мировая элита пыталась понять, как жить с этим дальше. Прошел год, и Трамп из страшилки для добропорядочных европейцев превратился в суровую реальность. Европейских глобалистов отталкивает его протекционистская политика — организаторы ВЭФ в своем ежегодном отчете о глобальных рисках даже указали протекционизм в числе основных угроз миропорядку.
В этом году Трамп лично приехал в Давос и стал первым за восемнадцать лет действующим президентом США, посетившим форум. Разобщенность мира его не волнует — американский президент верен своей концепции America first («Америка прежде всего»). Вылетая из Вашингтона в Швейцарию, он написал в твиттере, что планирует рассказать на ВЭФ о «величии Америки» и о бурном росте американской экономики.
В Швейцарии Трампа вместо теплого приема ждали протестующие. Жи