Мы спросили у известных людей, что с этим делать, стоит ли ждать света в конце тоннеля в конфликте двух историй, сосуществующих в сознании украинцев?
Это видео - лицом об асфальт под крик “Лежать, Бандера!” вызвали у автора этого текста определенный сдвиг сознания. Сразу вспомнилась ночь с 29 на 30 ноября 2013-го, когда “беркутня” на Майдане безжалостно дубасила студентов.
Тогда глава МВД Захарченко “обещал”, что причастные к разгону будут наказаны. Но и через пять с лишним лет после тех зверств видим похожую картину и слышим те же обещания “наказать виновного”. Но на этот раз от руководства НОВОЙ, РЕФОРМИРОВАННОЙ полиции. “Я лично хочу извиниться за действия полицейского. Считаю их недопустимыми. Эти работники будут наказаны. Нам есть над чем работать. Мне лично стыдно”, - прокомментировал инцидент глава Нацполиции Украины в городе Киеве Андрей Крищенко. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков также назвал поведение полицейского недостойным. “Что касается “Лежать, Бандера” - эмоциональная низость. Это недостойное поведение полицейского. Это недопустимо. За это стоит попросить прощения у людей и стоит сделать выводы”, - написал глава МВД в своем блоге на Украинской правде.
В след за этим полицейские включились в флешмоб “Я — Бандера!”. Казалось бы такой поворот должен был снять общественное напряжение, но, кажется, что-то пошло не так. Люди не почувствовали особой искренности в этой полицейской инициативе.
Свою оценку ситуации, по просьбе Укринформа, дали известные в Украине люди: писатель и публицист Ян Валетов, философ и правозащитник Мирослав Маринович и историк Ярослав Грицак.
Ян Валетов, писатель:
“Вы удивляетесь возгласе «Лежать, Бандера!», а я уверен, что кричал один, а подумали так многие”
“Есть люстрация, а есть ее имитация. Есть полицейские, а есть менты. И одним переименованием старой милиции в новую полицию мы всего-навсего имитировали процесс. Я помню отмороженных «беркутов» в 90-е, сталкивался с ними. Они шли в спецподразделения не наводить порядок в стране, а безнаказанно бить, пытать и грабить. Как бандиты, но с корочками. Не все, не спорю. Но большинство.
Новая власть решила люстрировать сотрудников внутренних органов. Мягко говоря, у новой власти были основания и полномочия. Но в любых закрытых сообществах, особенно в таких, где профессиональная деформация не исключение, а правило, особенно сильна корпоративная солидарность. Ворон ворону глаз не выклюет. Того нельзя трогать, и этого нельзя, а вот этого совсем нельзя... Обязательства, круговая порука, кадровый голод. И власть свою работу сделала, как могла, а могла - не очень. Даже те, кого с перепугу удалось люстрировать, восстановились через суд. Не все. Но большинство.
Общество не проследило за тем, как создают новую полицию, новый «Беркут», или проследило, но как всегда – чуть-чуть. Они не новые - они старые. Они такие, какими были. Старого пса не научить новым фокусам. Инстинкты не переделать. Вы удивляетесь крику «Лежать, Бандера!», а я уверен, что кричал один, а подумали так многие. И то, как они дружно теперь флешмобят - “Я – Бандера” - только доказывает мою правоту”.
Укринформ: Господин Валетов метко подметил, что флешмоб, с каким бы намерениями он ни проводился – с хорошими или чисто “попиариться” – на самом деле мало что решает. Ведь корень проблемы гораздо глубже. Таких “лежатьбандер” полно, не только в МВД, но и в любой другой структуре. Впрочем, объединяет их то, что советские учебники научили “правильной” истории, а по факту - выдуманной и сфальсифицированной. Истории, которая засела глубоко в мозгах и продолжает отравлять все вокруг, которая конфликтует с украинской, где также есть свои мифы, но которую они не знают и знать не хотят. Отсюда, конфликт двух историй. Что с этим делать, как исцелить, примирить, решить... стоит ли вообще надеяться на свет в конце тоннеля?
Мирослав Маринович, правозащитник, религиовед, участник Группы “Первого декабря”:
“Если есть рана, то ее надо не раздирать, а покрывать бинтом”
“За жизнь одного поколения эти проблемы никуда не исчезнут. Но жить с этим можно. Тем более, что многие страны именно так и живут. Германия, Испания, Соединенные Штаты... (Подробнее об этом ниже. - Авт.). Поэтому Украина не является чем-то уникальным в этом вопросе. Но. Как же все-таки сшить эти «разломы историй»? В любом случае пускать это на самотек принципиально нельзя. Должны быть усилия государства, соответствующая программа, а также – необходима активность гражданского общества. Нам надо постоянно апеллировать к той позитивной памяти, которая нас объединяла, к примеру, на том же Майдане. Мы должны наложить табу, к примеру, табу на дискуссию о том, какие герои настоящие. Если не сможем повторить испанский вариант - “они сражались за Испанию”, независимо с какой стороны, то должны хотя бы согласиться, что не будем спорить. Не позволим политикам манипулировать этими вопросами. Кажется, уже большинство украинцев понимает, что как только начинаются выборы – начинаем говорить про... Степана Бандеру. Впрочем, должно быть общее понимание в обществе: если есть рана, то ее надо не раздирать, а покрывать бинтом”.
Ярослав Грицак, историк и публицист:
“Наш российский сосед очень “хорошо” поработал над украинской историей. Но выход есть, конфликт залечить можно, тем более, что Украина здесь не уникальна”
“Нет ситуаций, которые не имели бы приемлемой развязки. Тем более, что ситуация в Украине не уникальна. Польша. Германия, Англия, Испания, Соединенные Штаты и другие страны были или остаются расколоты исторической памятью. Поэтому нужно смотреть на их опыт. Он очень разный. Испанцы приняли решение об амнезии исторической памяти и решили не прославлять ни одну из сторон гражданской войны 1930-х годов. А немцы постепенно, но довольно быстро пришли к национальному согласию в принципиальном вопросе - попросили прощения у евреев и других народов за все ужасы Второй мировой, заплатили контрибуцию, категорически осудили нацизм и Гитлера. Британцы установили памятники всем сторонам гражданской войны и революции XVII века Оливеру Кромвелю и королю Карлу i, которого Кромвель казнил. У американцев была травма исторической памяти, полученная в Гражданской войне Севера и Юга. После нее они активно искали корни для объединения, говоря: “Что нам теперь делать? Мы положили тысячи своих в этой войне. Какие у нас теперь общие идеалы?”. Как выяснилось потом – это Война за независимость от Британской империи. Ее одинаково чтили, как сторонники, так и противники рабства...
Да, без героев народ и государство немыслимы. Вопрос лишь в том, в каких именно героях мы сегодня нуждаемся. В отношении Бандеры видим две тенденции – одна новая, другая старая. Новая – популярность Бандеры растет, старая – эта историческая фигура продолжает делить страну. Зато едва ли не идеальный пример того, как подобный вопрос решаем – гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. Образ казацкого полководца был популярен и в Советском Союзе. В учебниках истории и в средствах массовой информации говорилось, что Хмельницкий начал войну за освобождение простого украинского народа из-под польского гнета, чтобы потом воссоединиться с народом России. Поэтому даже те, кого называют «ватниками», могут сейчас вполне толерантно относиться к гетману. А молодежь, в свою очередь, относиться к нему, как к творцу раннего украинского государства XVII века – Войска Запорожского. Хмельницкий «подходит» и украиноязычной части страны, и русскоязычному населению. Среди других деятелей, которые могут объединить украинцев – Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка. Они так же, как Богдан, были «в позитиве» во времена СССР. А нам сейчас не стоит забывать и о великих спортсменах, имена которых тоже могут объединять, рок-музыкантах и других. И это будет, пожалуй, самый простой и эффективный способ найти общие опорные точки в обществе. Сейчас мы нуждаемся в украинско-украинского историческом примирении. Наш российский сосед очень “хорошо поработал ” над украинской историей и, понятно, что из-за этого задача у нас еще сложнее.
А если уж заговорили про Степана Бандеру, то, считаю, нужно остерегаться употребления идеологем, что, видите ли, он такой-то, то есть, национальный герой или «фашист»... Зато перевести дискуссию вокруг этой фигуры в чуть более низкую плоскость, в плоскость, так сказать, личных историй. Рассказывать о жизни Степана Бандеры, о людях, которые его окружали, о том, почему он и эти люди делали именно так, а не иначе, и что это для них означало... Рассказывать, как те люди, которые были рядом с ним, страдали или, наоборот, пользовались этим. Короче говоря, хочешь получить примирение – рассказывай простые человеческие истории конкретных людей. Ведь только тогда начинаешь реально понимать, что все происходившее в то время не сводится к исключительно идеологическим конструкциям. Ведь история, на самом деле, намного сложнее. История – это минное поле. Всегда найдутся те, кто будет закладывать эти мины. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы быть саперами, пытаясь эти мины разминировать. Я не говорю, что это легко, что это дело одного дня или года. Отнюдь. Но это возможно. Только нужно себе такую задачу поставить. К примеру, я бы очень хотел, чтобы в Украине появилось с добрый десяток биографий Степана Бандеры. В смысле простые, доступные, качественно выписанные. Историки, литераторы должны поставить себе это целью, а государство - всячески поддержать инициативу. Увы, этого я на сегодня не вижу. Государство сейчас или отдаляется от этого процесса вообще, пуская все на самотек, либо отдает это на откуп Институту национальной памяти, где, опять же, порождаются идеологемы и легенды...”
Поговорил Мирослав Лискович. Киев