На Закарпатье мастерицы вышили уникальные старинные вышиванки из музейной коллекции
Шестеро мастериц в Ужгороде презентовали вышитые собственноручно копии аутентичных старинных вышиванок из коллекции Ужгородского музея народной архитектуры и быта. Работали над ними от трех месяцев до года.
Вышивать традиционными техниками женщины научились в студии народной вышивки “Косиця”, которая уже три года действует при Ужгородском скансене. Работы мастериц - настоящие произведения искусства. Кроме того, они имеют ценность как восстановленные реплики аутентичных вышиванок (кстати, для Закарпатья это еще и уникальная практика, поскольку “Косиця” — единый общественный центр, где мастерицы могут освоить традиционную закарпатскую вышивку), эти вышиванки вышиты именно в тех старинных техниках, которые использовали закарпатцы еще два века назад — до прихода “крестика”. Также в работах мастериц соблюдены техники кроя и складок, присущие вышиванкам Закарпатья.
РАЗНОЦВЕТНАЯ “ЗАСПУЛЬНИЦА” ИЗ СИНЕВИРА
Виктория Спивак, которая представила на выставке реплику вышиванки из села Синевир Межгорского района, говорит, что выбрала ее для работы из-за сочетания цветов.
- Мне было сложнее всего определиться с тем, что я буду вышивать — потому что из того многообразия вышиванок, которые мы могли исследовать на студии при музее (нам разрешали работать с музейным фондом, а вышиванок там больше двух тысяч), мне каждый раз хотелось вышить все! - говорит Виктория. - В конце концов, основным фактором отбора для меня лично стала цветовая гамма. Это моя вторая работа такого типа, первой была бойковская вышиванка. Сейчас — это “заспульница” (тип закарпатских вышиванок — авт.) с верховья реки Теребли, это хустские долиняны. В этой вышиванке сочетаются много техник (в частности, занизування, вирізування, лічильна гладь), в целом насчитала девять. Работа над вышиванкой заняла у меня месяца три времени — но я не работала над ней постоянно, а бралась за вышивание при наличии соответствующего настроения, чтобы работа была в удовольствие. Моя вышиванка стала призером всеукраинской онлайн-выставки вышитых работ — это, чтобы вы понимали, конкурс, где за звание лучших соревнуются мастерицы со всей Украины, и даже из Канады были работы. Закарпатские вышиванки вызывают резонанс и заинтересованность, они мало популяризованы. Есть бренды — как борщевская вышиванка, полтавское белое шитье; закарпатские вышиванки не такие известные, но они не уступают ни одному из вышивальных регионов Украины. Они сравнительно мало исследованы, поэтому наша работа, в частности, добавляет им популярности.
ПЕСНЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ГЕОМЕТРИЮ
Мастерица Галина Мунчак тоже представила на выставке в скансене вышиванку “заспульницу”, говорит, выбрала ее потому, что еще никогда не работала в такой технике вышивки.
Перед тем, как приступать к работе, я делала схему — по аутентичному образцу. Надо сказать, что на схему потратила больше времени, чем, собственно, на работу, и не зря: там очень важно начать с одной точки и закончить в другой, иначе ничего не получится. Высчитала по ниткам с изнанки.
Вообще, я из тех, кто, как говорят, умеет держать иголку в руках, но если сравнить эту работу с предыдущими (в технике хрестикування) — то она - как песня для тех, кто любит геометрию. Это как кисточкой рисовать! Народная вышивка — это ритм, вдохновение, полет, а крестик — это монотонная работа, без возможности отступить от схемы, иначе ничего не получится. А тут попал в ритм — и летишь!
Должна сказать, что это не выставочная вещь, это любимая вещь из гардероба, я ее часто надеваю. Знаете, ощущение когда на тебя смотрят, подходят фотографироваться, делают комплименты, добавляет уверенности, что ты действительно сделала что-то неординарное.
ДОВГАНЯ БОРЖАВСКИХ ДОЛИНЯН ПОКАЗАЛАСЬ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ПРОСТЫХ
Мастерица Наталья Бартосевич для работы выбрала вышиванку “довганю” долины реки Боржавы, говорит, остановились на ней потому, что показалась одной из самых простых для воспроизведения.
- Я вышиваю давно, крестиком, знаю и люблю это дело, но при этом всегда хотелось изучить традиционные украинские техники, - говорит Наталья. - Я долго наблюдала за движением по восстановлению традиционных украинских вышивальных техник и швов в Интернете — в других регионах страны, и для меня стало неожиданностью, что на Закарпатье также основали такую студию при музее народной архитектуры и быта в Ужгороде. Следовательно, я записалась на второй курс студии “Косиця”. У нас каждый раз на занятия приносили другие вышиванки — специфика курсов была в том, что каждый раз мы брали новую технику и новый регион Закарпатья, тот, которому она свойственна (бойки, лемки, турянские долиняны, долиняны боржавские, хустские, тячевские)... И каждый раз, смотря на эту красоту, мне хотелось вышивать именно эту вышиванку. Почему остановилась на иршавской вышиванке, или, как будет правильнее сказать — вышиванке боржавских долинян? Мне казалось, что она — самая легкая. В чем-то я не просчиталась, потому что здесь объединены четыре техники, а не десять, как у девушек, которые вышили вышиванки из других регионов. Именно моя — из села Долгое на Иршавщине.
Интересный нюанс этих вышиванок — они застегиваются сзади, вышивка на рукаве также размещается сзади — как говорят местные “долі рукавом”. Моя реплика не вышла один в один, потому что особенностью этих вышиванокборжавских долинян является также то, что на бюсте делали вставку из вытканного специфическим способом полотна с красной, реже — синей, вставкой. У меня такого полотна не было, поэтому я сделала стилизацию — вышивку по брыжейке.
ЭТО ОГРОМНОЕ СЛКРОВИЩЕ, КОТОРОЕ ПРИНАДЛЕЖИТ МНЕ!
Вышиванка “рукави” (тип вышиванок, которые носили долиняны реки Теребля) для известной в Ужгороде мастерицы Татьяны Заводяк стала настоящим вызовом самой себе. Говорит, еще ни над одной так долго не работала — но от этого вещь стала любимой.
- Моя работа — это Хустщина, точнее долина реки Теребли, вышиванка, которая по типу размещения вышивки называется “рукави”. Выбирая ее, хотела выбрать для себя нечто такое, чтобы одновременно было и сложно вышивать, и чтобы это гармонировало с моим характером, и чтобы играли цвета. Поэтому и остановилась именно на этой. Окончательным критерием стало вырезание и мережка — здесь в орнаменте были эти техники, я давно мечтала с ними поработать. Единственное, я не придерживалась цветовой гаммы аутентичного образца, а изменила ее под себя. Если сравнивать эту работу с иршавской вышиванкой, которую я вышила впервые в “Косиці”— тогда работалось легче, здесь же пришлось попотеть. Зато среди многих моих работ эта — любимая. Надеваю ее на праздники, мне очень нравится ощущение в этой одежде, там действительно заложено много энергии. Вышив вышиванку родного края, не только вкладываешь душу, ты представляешь себе тех женщин, которые когда-то так вышивали, думаешь о них, вдохновляешься их искусством, задумываешься, что для них значили эти вещи. Эта вышиванка, с которой я делала копию, однозначно была праздничной, ее надевали на Пасху, в воскресенье в церковь, на праздники. Мы сейчас надеваем эти вещи с другими мыслями, конечно. Но все равно есть ощущение своих корней, истории, перенесенной в современность. Я горда тем, что у меня есть вещь, которую носили мои предки, и она сделана моими руками. Это огромное сокровище, которое принадлежит мне.
“КОСИЧАСТИЙ ХРЕСТ” КАК ПУТЬ К СВОЕЙ ВЫШИВАНКЕ
Мастерицы Оксана Волос и Инна Гойс представили на выставке в Ужгородском скансене вышиванки “косичастий хрест”.
- На практическом занятии при студии, когда нам из музейного фонда принесли эти вышиванки — традиционные бойковские довгани, это Межгорский район, мне они сразу понравились, - говорит Оксана Волос. - Но я решила изменить цвет и, в конце концов, изменила и крой. Вышила быстро, но потом задумалась, как я ее буду носить. Решила, что юбка не подойдет, поэтому стала делать платье по типу туники. Украсила вышиванку кружевом, придумала пояс — получилось эксклюзивное платье. Сейчас часто выступаю в нем на сцене (работаю в доме культуры, у нас есть свой коллектив), это один из сценических образов, но ценен тем, что создан своими руками, - говорит мастерица.
- Я, в отличие от других девушек в студии, до того, как пришла в музей учиться, никогда не вышивала, - говорит жительница Ужгорода Инна Гойс. - Побудило меня желание вышить себе вышиванку — мне очень хотелось иметь вышиванку, но я никак не могла себе ее купить. Ходила по ярмаркам, в магазины и раздражала продавцов, потому что мне ничего не нравилось и не подходило. А потом узнала о “Косиці” и решила научиться и вышить себе то, что сама захочу. Поскольку это первая работа, я искала среди тех техник, которые мы изучали, и тех вышиваное, которые нам приносили из музея, что-то легкое и в то же время такое, что резонировало бы с моими чувствами, что очень понравилось бы. Так определила для себя вышиванку “косичастий хрест”, - говорит мастерица. - Сначала сделала “черновик” — отшила маленькую частичку в технике счетной глади. А потом взялась за изделие. В целом, работала почти год, но я не сидела за вышивкой постоянно, когда не хотелось вышивать — не бралась за работу вообще месяцами. Я не так давно ее закончила, еще не нашла для себя возможности даже надеть, это должно быть что-то особенное, - говорит Инна Гойс.
К слову, на этой презентации работ в Ужгородском скансене студийцы “Косиці” объявили третий набор в студию. Он стартует весной, в музее просят желающих регистрироваться и записываться на курсы. В этом году студию будут вести Виктория Спивак и Галина Мунчак, мастерицы скомпоновали занятия курса “Моя бойковская вышиванка”, по их замыслу после 3-месячных курсов посетители смогут вышить бойковскую вышиванку, иметь в своем гардеробе уникальную вещь и присоединиться к движению популяризации традиционной народной вышивки Закарпатья.
P. S. Ну, а напоследок добавлю от себя — как автора идеи и руководителя студии “Косиця”, которую вела при музее в 2015-м и 2017-м годах. Когда мы впервые объявляли набор на студию традиционной вышивки на Закарпатье, мне больше всего хотелось, чтобы здесь также началось это движение. Ведь сейчас каждый регион популяризирует свою вышивку: Полтавщина, Подолье, отдельно — борщевские вышивки, Полесье, Гуцульщина... Я в свое время посещала такие курсы при Музее Ивана Гончара в Киеве, и тогда для меня открылся целый мир, потому что изучая эти старинные техники и швы, узнаешь много нового о своем народе.
На Закарпатье тогда такого движения не было, и мне очень хотелось, чтобы такие мастерицы собрались и творили здесь также, тем более, что в местных музеях есть грандиозное собрание народной одежды. Как результат, сейчас мы имеем уникальную коллекцию воссозданных вышиванок — с ними, без преувеличения, можно ездить на презентации, рассказывать об истории, культуре и искусстве закарпатцев.
Но больше всего радует то, что удалось экспериментальным путем доказать: традиционная вышитая рубашка, которую ты сделала для себя или для родных людей, выкраивая время среди вечных дел и проблем, - это действительно одно из наших величайших культурных достижений. И то, что украинцы умеют это в ХХІ веке делать и ценить, таки доказывает, что мы — нация сильных. Нация, которая родилась в рубашке!
Татьяна Когутич, Ужгород
Фото Сергея Гудака