По просьбе Укринформа эксперты определили перечень самых необходимых Украине реформ в экономической и финансовой сферах
Обещания реальных реформ и критика провальной политики и вредительства в реформировании страны предшественников - фишка едва ли не каждой украинской власти. Выигрышная - во время предвыборных кампаний и, в основном, проигрышная - так сказать в процессе управления. На старте своей каденции каждая властная команда клянется быстро и безболезненно реформировать все и вся. И потом - или из-за отсутствия реальных намерений и политической воли, или, убедившись, что быстро, а тем более - «безболезненно», не получится - от публично декларируемых намерений отказывается. Хотя некоторые реформы (с переменным успехом) все-таки удается воплощать в жизнь - прежде всего, благодаря общественному запросу, давлению со стороны международных партнеров Украины и общественному контролю. Тем временем другие реформаторские шаги спускают на тормозах, а о некоторых (и довольно часто, как оказывается, самых нужных) вообще забывают.
Нынешняя власть обещает не допускать таких ошибок и уже с первых дней работы новых парламента и правительства взяться за реформирование страны. Правда, создается впечатление, что общего видения картины необходимых Украине реформ в команде президента Зеленского не было - как до выборов, так и сейчас. Журналисты, а за ними и общество, собирают информацию о реформаторских планах власти, как цыпленок по зернышку - то тот ее представитель о чем-то обмолвится, то другой на что-то намекнет, а то и сам глава государства, между прочим, скажет. Экономические реформы - не исключение. Укринформ попытался обобщить, какими, по мнению экспертов, должны быть реформаторские шаги в этой области и какими видит приоритеты модернизации украинской экономики и финансовой сферы окружение президента.
1. Земельная реформа
Особое место в реформаторских планах новой власти, безусловно, занимают перемены в земельной сфере. Уже к концу этого года планируется отменить (точнее, не продлевать на 2020-й) мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения и открыть свободный земельный рынок. О таких перспективах рассказал заместитель руководителя Офиса президента Алексей Гончарук. Сейчас, по его словам, продолжается поиск наименее болезненной и наиболее эффективной модели открытия рынка. Цена вопроса, по прогнозам Всемирного банка, от 0,5% (умеренный переход) до 3% (вследствие быстрых изменений) годового ускорения темпов экономического роста. В то же время общество воспринимает земельные планы неоднозначно. Слишком долго у нас тянули с этой реформой и слишком настойчиво украинцев годами пугали (и продолжают пугать сейчас) возможными отрицательными последствиями открытия земельного рынка и почти совсем ничего не говорили об ожидаемых положительных и фактически ничего не делали для предотвращения рисков, на которые указывают противники перемен. В команде президента это, очевидно, понимают. Как понятна и степень ответственности за совершенные и не совершенные шаги. Ведь это - именно та сфера, за каждую допущенную ошибку в которой общество по рейтингу не погладит.
В экспертной среде считают, что самой большой ошибкой власти в процессе реформирования земельных отношений может быть спешка. С началом реформы у нас тянули по меньшей мере лет двадцать. Теперь же, судя по некоторым слишком бодрым заявлениям представителей новой власти, готовых шапками забрасывать выбоины на пути украинцев в земельный рай, может произойти как с дураком, который до мыла дорвался. За полгода-год такие реформы не осуществляют, - предупреждают специалисты.
По нашим подсчетам, для выполнения всего комплекса задач, который должен предшествовать полноценному функционированию рынка земли, нужно 5-6 лет. Поэтому ошибается тот, кто считает, что можно принять решение, отменить мораторий... и за полгода все пошло-поехало, - отмечает в комментарии Укринформу заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета (ВАС) Денис Марчук. - Даже через год-два страна вряд ли справится и с подготовительными работами. Ведь начинать нужно с распродажи государственных наделов, чтобы убедиться, насколько эффективно и надежно работает институт земельных аукционов, как действуют предохранители (которые еще надо законодательно предусмотреть). Дальше - учесть допущенные ошибки, исправить их. И только потом - переходить к торговле землей.... Среди первоочередных задач - принятие многострадального закона Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (правительство как минимум трижды переносило сроки подготовки согласованного законопроекту). А также - инвентаризация земель и наполнения информацией Земельного и других государственных кадастров. Ведь на деле никто в Украине, оказывается, не знает, сколько земли находится в сельскохозяйственном обороте.
2. Пенсионая система
О реформировании этой сферы в Украине также говорят уже давно. И она, как и земельная сфера, довольно чувствительна. Поэтому продиктованные объективной необходимостью (неспособностью государства уже в ближайшем будущем соблюдать обязательства перед гражданами в рамках так называемой солидарной системы) попытки кардинально ее изменить, априори будут непопулярны. Тем более, что осталось немало недовольных предыдущими попытками пенсионного реформирования. Впрочем, по мнению старшего экономиста Центра социально-экономических исследований Кейс-Украина Владимира Дубровского, полноценной реформы сферы пенсионного обеспечения Украины пока не дождалась:
“То, что сделало в свое время правительство Гройсмана - лишь некоторое упорядочение действующей солидарной системы. Но в долгосрочной перспективе такая система нежизнеспособна. И в этом убеждаемся уже сейчас. Выходя на пенсию, люди получают меньше, чем в свое время вкладывали. А это приводит к ряду сопутствующих негативных последствий - в частности, к тенизации заработных плат. И с сохранением нынешнего статус-кво в пенсионной сфере исправить ситуацию не получится. Поэтому сейчас, пока уровень доверия общества к власти рекордно высок, по мнению экономиста, как раз момент для кардинальных изменений. И в Украине уже есть экспертные наработки по реализации соответствующих реформ - с тем, чтобы ни один из нынешних пенсионеров не пострадал. Но страна начала постепенно отказываться от финансирования пенсионных выплат исключительно за счет единого социального взноса. По мнению Дубровского, государство должно признать: оно не в состоянии гарантировать полноценное пенсионное обеспечение граждан, но должно создать надлежащие условия, чтобы в течение трудовой жизни человек мог самостоятельно заботиться о своем будущем на пенсии. А государство и впредь будет заботится об отдельных категориях граждан - в частности, инвалидях, - и гарантирует выплату так называемой помощи по старости, которая бы удовлетворяла минимум потребностей стариков. Таким путем, по словам эксперта, идут все прогрессивные страны мира. Особенно те, которые страдают от демографических проблем.
3. Реформирование налоговой сферы и таможни
“Украине необходима полноценная перезагрузка налоговых органов. Так как в свое время сделали в Грузии, где всего 5% прежнего состава налоговой попали в обновленную службу, - считает Владимир Дубровский. Такие пертурбации, по его словам, нужны и на украинской таможне. При этом эксперты возлагают большие надежды на нового руководителя Государственной таможенной службы Максима Нефёдова, который зарекомендовал себя успешным менеджером на госслужбе и в бизнесе. Задача власти - на мешать ему и помогать в продвижении потенциально успешных инициатив.
Пока именно из-за дыры на таможне Украине несет наибольшие убытки - как финансовые, так и репутационные, - говорит директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, - ведь именно контрабандные товары, которые массово заходят в страну и сз которых не платятся налоги, не только негативно влияют на наполнение госказны, но и делают нерентабельным отечественное производство. Поэтому единственная для нашего бизнеса возможность конкурировать с такой продукцией - или уклоняться от уплаты налогов, то есть работать с использованием черных и серых схем, или платить людям существенно более низкую зарплату. Пресечение же контрабандных потоков будет стимулировать потребительский спрос на товары украинского производства, а следовательно - бизнес будет иметь оборотные средства и успешно развиваться”.
Также эксперты отмечают необходимость пересмотра системы налогообложения. Речь идет о реформировании корпоративного налога.
Пока в Украине действует налог на прибыль предприятий, ситуация, когда предприниматель может оплатить все сборы и спать спокойно - вообще невозможна, - объясняет Владимир Дубровский, - потому что даже если человек, как ему кажется, заплатил все налоги, к нему могут прийти налоговики или полиция и обязательно к чему-то придраться - если есть такое желание или чей-то заказ. Единственный способ - заменить подоходный налог налогом на выведенный капитал. При этом мы закроем огромную дыру, связанную с выводом денег в оффшоры. И тогда можно будет объявить налоговую амнистию, о которой активно говорят представители новой власти. Без такого перезагрузки налоговой и изменения системы начисления налогов проводить амнистию преждевременно и даже вредно.
Также введение налога на выведенный капитал повысит инвестиционную привлекательность Украины. Поскольку будет способствовать активному реинвестированию полученных средств и выводу экономики из тени. Занижать или скрывать свои доходы, как это массово делают сейчас, не будет смысла, - объясняет Илья Несходовский, - потому что, сколько бы ты ни заработал, никто не потребует платить налог с денег, которые будут вкладывать в развитие собственного производства. Кроме того, такой налог перекроет потоки, идущие на оффшорные счета за границу. И это также будет кумулятивный эффект для роста отечественной экономики.
В то же время Несходовский высказался в поддержку инициатив новой власти по предотвращению так называемом дробления бизнеса с целью минимизации налогов. Прежде всего, это касается непроизводственной сферы - Интернет-магазинов и крупных ритейлеров, - когда представители крупного и среднего бизнеса, создавая десятки или даже сотни ФЛП на упрощенной системе налогообложения для минимизации налогов. Если эти шаги направлены именно на это и не будут касаться реального малого бизнеса, работающего в Украине, а также самозанятого населения, такая реформа очень уместна, - отмечает эксперт.
Среди вариантов изменений в сфере налогообложения - возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость при оказании услуг. Сейчас это - одна из самых тенизированных сфер. Налоговые послабления позволят исправить ситуацию. Отдельного изучения (с точки зрения влияния на госфинансы) требует возможное снижение ставки НДС на социально значимые продукты. Такой механизм, как известно, активно применяют в Европе.
Что касается налога на доходы физических лиц, то его также нужно уменьшать, - считает Илья Несходовский. - Единственный способ сделать это - ввести механизм реальной налоговой социальной льготы. То есть, установление реального (а не только расчетного, как сейчас - 17 гривень - необлагаемого минимума доходов граждан). Конечно же, такая льгота не должна предоставляться людям с высокими зарплатами. Оптимально распространить ее действие на тех, кто зарабатывает от 4 до 8000 гривень в месяц. Таким образом, налоговая нагрузка на них существенно уменьшится. Это выведет часть зарплат из тени. Хотя с точки зрения наполнения бюджета такая инициатива и дорога, но положительный эффект уже в среднесрочной перспективе перекроет начальные потери. Ведь речь идет о продлении детенизации экономики, повышении благосостояния незащищенных слоев населения и определенном стимулировании потребительского спроса на товары широкого потребления.
4. Вместо заключения - о главной реформе страны
О каких бы реформах - политических, экономических, социальных - не шла речь, эксперты обязательно вспоминают как залог их эффективности и мерило настоящих перемен перезапуск многократно недореформированной судебной системы страны. Без этого все остальные реформаторские шаги обречены на неудачу. В чем мы чуть ли не ежедневно убеждаемся, узнавая об очередных решениях служителей украинских Фемиды. В контексте экономических реформ говорится о прекращении судебной анархии в сфере защиты частной собственности, когда по версии судов прав тот, кто выше сидит или больше заплатит. Что не только уничтожает в зародыше нашу собственную предпринимательскую инициативу, но и делает невозможным приход в экономику реальных иностранных инвестиций и вредит инвестиционным рейтингам и другим маркерам успешности страны.
Без реформы судебной и правоохранительной систем на эффективность реформаторских усилий в других сферах рассчитывать не стоит, - отмечает Владимир Дубровский. - Речь идет о принципиальном изменении отношений, когда в стране воцарится верховенство права вместо некоего личного управления. А до тех пор у нас не будет настоящего механизма защиты прав собственности, без чего рыночная экономика не работает. С другой стороны, какие бы хорошие законы мы не принимали, если чиновник может их безнаказанно нарушать и за счет своих связей или взяток откупаться от преследования и наказания, деловой климат в стране не улучшится. Сколько бы мы ни гордились прогрессом в Дуинг бизнес или других бумажных рейтингах”.
Владислав Обух, Киев