В общем, речь идет о колоссальном успехе отечественных спецслужб. Но почему же спецоперация с “Ветерком” вызывает вопросы?
Сенсационная новость о спецоперации СБУ застала украинцев врасплох воскресным вечером. И уже традиционно разделила на тех, кто прежде всего требует суда за «все, что совершено до того», и тех, кто просто и безоговорочно радуется успеху украинских контрразведчиков. Напомним о чем идет речь.
Заместитель командира 11-го полка 1-го армейского корпуса РФ, размещенного на территории так называемой ДНР, перешла на сторону Украины и теперь сотрудничает с украинской контрразведкой.
В видеосюжете журналиста Андрея Цаплиенко рассказано, как последнее время Светлана Дрюк (позывной «Ветерок») передавала важную информацию украинским спецслужбам, и после того как благодаря этой информации были уничтожены 8 новейших российских танков под Торезом, контрразведка организовала ее эвакуацию с оккупированной территории: сначала самой Светланы, потом ее детей - сына и дочери.
Что случилось...
«Ювелирная операция контрразведчиков. До сегодняшнего дня Светлана удачно водила за нос своих бывших работодателей, рассказывая о том, что находится в Ростове...», - говорится в сюжете. Раскрыли эту тайну лишь тогда, когда оказались в безопасности ее дети, старший из которых, 18-летний, к слову, и сам был в «ополчении».
Переход стал завершающим этапом длительной операции контрразведки Службы безопасности Украины, в результате которой получен ценный очевидец российской военной агрессии в Украину, а также важные материалы о руководящей роли кадровых офицеров ВС РФ и сотрудников российских спецслужб в организации террористической деятельности на Донбассе, - говорится в сообщении пресс-службы СБУ.
Для россиян пощечина тем сильнее, что они только-только сняли пропагандистское кино про женщину-танкиста, «народную героиню» и намеревались показать его на 9 мая. Теперь: или «кина не будет», или успеют за два месяца переделать фильм до состояния «чтоб никто не догадался».
«Феноменальная память и работоспособность быстро поднимала ее по карьерной лестнице в подразделениях наемников. Вершина карьеры – командование в 11-го полку - самой боеспособной части боевиков», - говорится в сюжете. Упомянутый «11-й полк» более известен как батальон «Восток», сформированный еще в начале мая 2014 года, принимал участие в штурме Донецкого аэропорта, захвате Донецкой ОГА, атаке на КПП «Мариновка».
«Мне говорят: ты воевала, ты убивала людей... Да, в 2014 году я стала начальником штаба дивизиона... Я себя не оправдываю, просто тогда было такое время».
Полностью изменить свою жизнь и оказаться на украинской стороне Светлану заставил «личный мотив». «У меня есть, надеюсь, друг, который мне гораздо ближе сейчас. Он сотрудник спецслужбы... Я нормально живу. Сейчас решится определенный вопрос, и у меня вообще все будет в идеале... Те люди, которые там, они потом поймут, почему я так поступила, почему я детей оттуда увезла, - рассказывает она и добавляет: - Да, сейчас будут и мои родные против меня настроены».
Как разделились мнения
Соцсети полны комментариев – и спектр их широк от края до края, выбирая и не выбирая слов: от «на кичу мразь» до «красава»:
«Я не понял, она убивала украинских воинов, а теперь перешла на сторону Украины и у нее все будет все хорошо? Что за нах?»,«Ее судить надо, а как же матери солдат убитых ею - понять и простить, что ли». И тут же «Хорошо хоть осознала, и приняла правильный поступок. Если в Гааге будет говорить, то придется простить».
Многие хвалят спецслужбы: «8 Танков !!!! Красавчиги... !!!! Контрразведчикам Уважение !!!», «Таки работает контрразведка, молодца !!!», «Надо поздравить СБУ с прекрасной операцией!», «Могут когда хотят... так держать мужики!». Предполагают, что «дама была давней закладкой спецслужб», что «...тетя выполняла задание, а сколько еще таких теток и дядек внедрены в ордлостан - придет время, мы узнаем».
Впрочем, немало и сомнений в правдивости всей этой истории. Само обнародование вызывает подозрение, зачем шум, ведь разведки работают тихо. Что это - чьи-то игры?.. Или пиар?.. Или попытки заслать «троянский коней»? И почему именно перед выборами?..
Много надежд, что «это только начало»: «Переход на сторону Украины скоро будет массовым», «Причина мутная и непонятная, но то, что у ваты горят жопы, однозначно...», «...кажется, сцыкотно стало сейчас на передке на лугандонии», «Крысы бегут с тонущего корабля», «Вовремя предать - не предать, а предвидеть!», «Даже на диком дамбасе кто-то уже начинает прозревать. Позже вся грязь русского мира уйдет в прошлое». «В Иловайске на весь город не осталось НИ ОДНОГО педиатра! Все уехали ((((. За что тогда воевать?», «Раньше были идеи: укрофашисты, бандеровцы едят детей, вечная сказка про распятого мальчика. Но они видят, что мы абсолютно нормальные. И разочаровываются».
Ну и, наконец, «смешанные чувства».
«Очень смешанные чувства по поводу этой перебежчицы, с одной стороны хочется, чтобы она понесла наказание, потому что воевала и, скорее всего, убивала наших ребят. С другой стороны, это повод показать что мы не такие, как нас рисует Россия и ее пропаганда»...
«Дай Бог, чтобы поскорее закончилась эта война. Чтобы все «сепаратиссы» скорее пришли так, как сделала героиня этого сюжета. Лично я бы их простил, потому что, если они не придут сейчас, все равно рано или поздно война кончится, а вот горя будет еще больше. Да и наша сторона должна быть мудрее.
«Порядочность ее, мягко говоря... сомнительна. Другой вопрос, что дать ей амнистию выгодно»... «Правильно. Тогда мы сможем многих людей оттуда вернуть в нормальную жизнь. Думаю, что и путиноидам после этого будет там сложнее».
Укринформ обратился за комментарием к экспертам в сферах: разведки, права и политтехнологий.
Юрий Радковец, генерал-лейтенант запаса, экс-заместитель начальника Главного управления разведки МО Украины (2000-2003 гг.; 2013-2015 гг.):
«Не выгораживать, не награждать и не спешить называть “легендарной”, а, прежде всего, провести тщательную проверку»
“Я привык ко всему относиться критически. Уже пятый год идет война, на носу – президентские и парламентские выборы. Задача врага проста: непременно повлиять на внутриполитическую ситуацию в стране, внести раскол, посеять сомнения или, наоборот, необоснованную эйфорию, что вот, наконец, началось и все такое. Ему нужен полный хаос. Своих планов Путин не менял, ни по отношению к Крыму, ни по отношению к ОРДЛО. И то, что российские войска стоят вдоль границы – около 90 тысяч – и постоянно оснащаются, в частности, войска наступательного характера, говорит о том, что эти силы могут быть привлечены, главным образом в момент, когда у Украины будет царить политический раздор. Поэтому к этой ситуации нужно отнестись с критической осторожностью.
Во-первых, не выгораживать, не награждать и не спешить называть “легендарной”, а, прежде всего, провести тщательную, даже больше, дотошную проверку всех данных. Проанализировать все: где она училась и работала, кто ее родители и родственники, с кем она контактировала, изучить также мнение тех, кто находится по ту стороне, всевозможные слухи о ней и тому подобное. Это большая и кропотливая работа. Это тот случай, когда не надо спешить с тем, чтобы делать из нее Надежду Савченко №2.
Мне бы, конечно, хотелось, чтобы переходили на украинскую сторону, чтобы действовала амнистия в первую очередь для тех людей, которые были обмануты, которых втянули туда запугиванием. Но! Если ты взрослый человек, получила образование, жила в независимой Украине, а потом добровольно перешла на сторону врага, а тем более, когда командовала танковым подразделением террористов – последствия для тебя могут быть и должны быть жестче.
И во-вторых, мы должны действовать исключительно в рамках международного права. Иначе, если опираться только на национальное законодательство, простите, но никакой суд, никакая Гаага этому не поверит”.
Надежда Волкова, юрист-международник, координатор организации “Украинская правовая консультативная группа”:
«Если лицо добровольно перешло на сторону Украины, и при этом действительно обладает ценной информацией, готово сотрудничать, то, как правило, следствие заключает с такими людьми соглашение»
“Если следователи проведут надлежащее расследование и установят, что она действительно убивала или способствовала совершению военных преступлений, то, конечно, ее будут судить. Что она получит – другой вопрос. Во-вторых, если такое лицо добровольно перешло (сдалось) на сторону Украины, и при этом действительно обладает какой-то ценной информацией, и готово сотрудничать, давать показания, к примеру, в отношении других лиц, то, как правило, следствие заключает с такими людьми соглашение, и решает, что делать дальше, а именно: амнистировать или судить по статье, которая предусматривает меньший срок заключения? То есть, как и что делать с таким лицом – регулирует национальное законодательство страны. Но если мы стараемся адаптировать внутреннее законодательство к международному, то, считаю, как минимум посмотреть, а не противоречим ли мы законодательству международному – точно не будет лишним.
Ну, и в-третьих. А что, когда с самого начала она сотрудничала, то есть заранее заключила некую сделку с украинскими спецслужбами или Минобороны? Ну, если это действительно так, то ничего ей не светит. Она получит иммунитет от преследования, и об этом никто ничего больше не услышит”.
Дмитрий Бачевский, политтехнолог:
«Не исключено, что никакого любовника-контрразведчика не существует в природе»
Из той информации, которую мы все пока имеем, можно сделать вывод, что Светлана Дрюк уже давно работала на украинские спецслужбы и была выведена из игры в самый удобный для этого момент как с точки зрения пропагандистского эффекта, так и с точки зрения ее собственной безопасности.
Мы не услышали ни слова об уголовном деле против нее, даже формальном, которое могло бы закончиться хотя бы условным сроком, как для особо ценного свидетеля. Это означает, что в ее службе на стороне врага состава преступления не усматривается. Такое возможно только в случае, если она была агентом и работала с санкции спецслужб.
К тому же, следует учесть, что ее сын, по данным террористических СМИ, также состоял в “ополчении”, а дочь была волонтером, но при этом они перебрались с ней на подконтрольную территорию Украины.
Настроение после возвращения на подконтрольную территорию у Светланы Дрюк замечательное, явно чувствуется облегчение после удачно выполненного задания.
Наконец, история о любви к сотруднику украинских спецслужб выглядит хорошо и должна служить логическим объяснением такого шага, но как технически произошло это знакомство, любовь и вербовка? Через интернет? Это также не имеет пока объяснения, и не исключено, что никакого любовника-контрразведчика не существует в природе.
Вопрос также о взорванных танках. Если этот акт произошел с участием Светланы, значит она контактировала на той стороне с нашими диверсионными группами. Где гарантия, что она не вела свою игру под руководством российских спецслужб и не сдала бы наших ребят врагу? Если доверили, значит были убеждены в ее верности.
Зачем она продолжает играть по легенде “Ветерка”, если она действительно агент? Есть две вероятные причины. Во-первых, пропагандистский эффект от перехода “легендарной ополченки” на сторону Украины – намного больше, чем просто удачная операция спецслужб, тем более в преддверии премьеры фильма “Ополченочка”. Во-вторых, свидетельства “террористки” для международного суда более убедительны, чем показания сотрудника украинских спецслужб.
Если эта версия верна, то любые догадки и предположения об использовании Светланы Дрюк в политике – скорее всего безосновательны, как и конспирологические теории вокруг нее. По всему видно, что политика – не ее сфера интересов. А потому нам следует поддерживать официальную версию спецслужб и делать все, чтобы использовать этот повод для максимального пропагандистского эффекта”.
* * *
Хочется представить, что «Ветерок» оправдает свой позывной и окажется ветерком перед настоящим ветром смены настроений на оккупированном Донбассе; что там зреет готовность не только прекратить сопротивление, но и позаламливать руки пришельцам. Так бывало, когда большая проблема, дозрев, словно сама себя решает – была и вот уже нет. Вот как КПСС 70 лет держала власть незыблемо, а исчезла за два дня – будто сдунул кто-то; 30-летний режим Саддама Хуссейна с миллионной армией пал за две недели.
Будет ли так же с Путиным и филиалами «русского мира» на захваченной территории Украины? Будет. И Украина приближает этот день, в частности и удачными операциями спецслужб. Как отметил председатель СБУ Василий Грицак: «Эта операция была соревнованием интеллекта и профессионализма между российскими и украинскими спецслужбами, а полученный результат – очередное доказательство российской вооруженной агрессии».
Александр Волынский, Мирослав Лискович, Киев