Директор запорожского ЗТР Алексей Тищенко говорит про отсутствие диалога между клубами и федерацией.
В украинском гандболе – конфликт между ведущими отечественными клубами и ФГУ. Мы попытались разобраться в чем суть конфликта, расспросив об этом руководителя 14-кратного чемпиона Украины Алексея Тищенко.
- Алексей Васильевич, в предстоящем сезоне в роли главного тренера ЗТР дебютирует Виталий Андронов. Можете сказать, сколько кандидатов на этот пост у вас было в шорт-листе?
- Рассматривали пять кандидатур. Не стану обнародовать имена, но скажу, что трое из них – зарубежные специалисты. Из Литвы и Швейцарии, но все – со знанием русского языка. Тем не менее мы сделали выбор в пользу нашего соотечественника. Мы знаем Виталия Андронова как крепкого в недалеком прошлом игрока. Пусть тренерский опыт в мужских коллективах у него небольшой. По сути, он возглавлял только национальную сборную Украины. Но мы верим, что в ЗТР у него все получится.
- А тем временем в разгаре серьезный конфликт между Федерацией гандбола Украины и почти всеми мужскими украинскими клубами. Можете обозначить позицию ЗТР?
- С момента создания ФГУ я входил в состав президиума первые два созыва – семь-восемь лет. И после моего ухода оставался участвовать в жизни федерации до 2014 года. ФГУ – это общественная организация, и все решения принимаются коллективно главными ее участниками: руководителями клубов, директорами спортшкол. В конце мая после завершения чемпионата Украины среди мужских и женских команд мы всегда собирались на совет федерации. Совещание, на котором присутствовали около 50 активных участников гандбольного процесса страны. Первым делом рассматривали упущения и недочеты, делились текущим финансовым положением. И принимали решение по следующему сезону. Подавали предложения, тут же их рассматривали, голосовали, если решение виделось неоднозначным. В итоге, когда собирался президиум, 90% насущных вопросов были уже акцептированы на совете.
Начиная с 2014 года, когда Федерацию гандбола Украины возглавил Андрей Мельник, мы ни разу не собирались. В уставе Совет переименовался в Конгресс, что, впрочем, не изменило ситуацию – никто не обсуждает и не анализирует минувший год. Все решения ФГУ принимаются в закрытом формате и нас ставят перед фактом в приказном порядке. Хотите – выполняйте, не хотите – мы вас задавим штрафами.
Главная проблема между клубами и ФГУ – отсутствие обратной связи. Приведу конкретный пример. На протяжении шести лет каждый год мы писали свое видение регламентирующих документов. Но за это время ни разу ни одно предложение не было вынесено на обсуждение. И есть подозрение, что их даже никто не читал.
- Если не собирается Конгресс, не является ли это нарушением устава ФГУ?
- Является. Причем у нас нет желания кого-то лишать работы – мы нуждаемся в качественном функционировании ФГУ. Но к кому обращаться, если клубы стоят в очереди со своими вопросами, а их никто их хочет слышать? Не понимаю, чего боится ФГУ.
- Давайте детализируем. Игнорирование официальных писем от клубов офисом ФГУ имело место? С кем конкретно вы пытались связаться, например, по телефону?
- С Евгением Петрушевским (вице-президент ФГУ. – прим. И.Г.). Правда, он зачастую не отвечает на звонки. Видимо, из-за занятости. Весь апрель мы пытались с ним связаться, но так и не сумели поговорить. Странно было прочитать на сайте ФГУ о том, что в адрес Федерации не приходили предложения от клубов. Лично я отправлял наш вариант 18 июня. Все подобные попытки коммуникации не получают никакой реакции! Так давайте встретимся – глаза в глаза. Поставим на рассмотрение различные варианты проведения чемпионата, и, если клубы не соглашаются ни с одним из них – куда мы денемся? На деле же мы пришли к общему знаменателю с клубами, но нас игнорирует ФГУ.
- ЗТР со своим главным конкурентом на внутренней арене «Мотором» смотрят в одном направлении?
- Абсолютно верно, но дело не в двух клубах, а в том, что время идет, а на все возможные предложения нет ответа от общественной организации, которая тормозит начало подготовки к следующему сезону.
- На 10 июля у вас нет предложения формулы чемпионата от ФГУ, но есть варианты его проведения от лица клубов?
- Конечно. Более того, нам пообещали прислать возможную схему чемпионата от лица Федерации до начала прошлой недели... Дело в том, что нашему клубу важно было утвердить бюджет до 1 июля, но мы до сих пор остаемся в неведении: команда вышла из отпуска, но к чему готовимся – неизвестно.
- Вопрос формулы турнира должен решаться между клубами и ФГУ. На ваш взгляд, стоит ли следовать спортивному принципу размена клубами между дивизионами?
- Я с большим уважением отношусь к руководителям львовской команды, но, к сожалению, уровень «СКА-Львов» слишком разнится с остальными командами. Поражения в «-30» или «-40» мячей подталкивает к мысли, что обмен между лигами должен быть.
В прошлом сезоне, по сути, выпал из обоймы и «ЦСКА-Киев». Киевляне приезжали на матч с нами в составе семи человек, то есть вообще без скамейки запасных. В матче против ЗНТУ-ЗАС киевляне выступали в таком же сверхкоротком составе, причем после травмы одного из исполнителей завершали поединок вшестером... Кстати, в моем предложении для ФГУ от 18 июня одним из пунктов для рассмотрения было обязательное наличие минимум 12 игроков в делегации. Мы готовы дискутировать – давайте сделаем минимум 10 или 13, но, увы, как я уже говорил, никакой реакции и намека на диалог...
- В курсе, кто на данный момент президент клуба «ЦСКА-Киев»?
- Если бы я знал... Предполагаю, что Андрей Мельник, но, где можно найти подтверждение этой информации? Сайт ФГУ – это каменный век. Им никто не занимается, он требует усовершенствования. Например, матч завершился в субботу, а его результат публикуется в понедельник! Причем без протокола, а лишь сухой счет.
- Если бы не сайт УГЛ – журналисты оставались бы вообще в инфовакууме.
- Вы еще спросите, кто его финансирует.
- Кто же?
- Последние годы – ЗТР. И на сайте можно найти всю необходимую информацию по части мужского чемпионата Украины.
- В завершение хочу поинтересоваться вашей позицией относительно лимита на легионеров – не более трех в протоколе – и его внезапном внедрении, учитывая, что он коснется лишь «Мотора».
- Наш клуб всегда был сторонником определенного лимита, с которым ЗТР в чемпионате Украины выступал вплоть до его упразднения, – не более четырех легионеров. Настаиваю ли я на нем сейчас? Нет. Но считаю, что лимит должен быть и вводиться постепенно. У «Мотора» в сезоне-2018/2019 – 10 легионеров, подписанных на долгосрочной основе. То есть клуб формирует план на много лет вперед, а перед фактом лимита их ставят за несколько месяцев до начала нового чемпионата – здесь я категорически не согласен. А что делать «Мотору», если завтра введут полный запрет? Так не делается, необходим диалог. Наше предложение – вносить в протокол полную обойму легионеров, но на площадке не должно находиться более трех или четырех одновременно.
Личное дело:
Тищенко Алексей Васильевич. Родился 1 января 1949 года в Гребенке Полтавской области. Воспитанник полтавского гандбола. Первый тренер – Александр Метельский. Окончил Запорожский индустриальный институт и Львовский институт физической культуры и спорта. Выступал за команды ЗИИ (Запорожье), ЦСКА (Москва), СК (Тирасполь), СКА (Львов). Двукратный серебряный и четырехкратный бронзовый призер чемпионатов СССР. Обладатель Кубка ИГФ 1983 года. Неоднократно включался в списки 22-х лучших гандболистов СССР. В составе сборной Украины провел 14 матчей. Победитель студенческого чемпионата мира-1971. Мастер спорта СССР международного класса. Провел три игры в составе национальной сборной СССР, забил 7 голов. Работал директором СДЮШОР по гандболу. С 1992 года заместитель директора гандбольного клуба ЗТР и одновременно директор Академии гандбола ЗТР. Кроме того, Алексей Тищенко является председателем клуба «Ветераны гандбола Запорожской области». Привлекался к работе в национальной сборной команде Украины в качестве ее начальника.
Игорь ГРАЧЕВ