Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Боливия: любимчики народу тоже надоедают...


Украина
593
Боливия: любимчики народу тоже надоедают...

Как друг Путина Эво Моралес хотел остаться во власти навсегда, но все же потерял президентство, однако, остался приличным человеком. Пока что…

Хотя и напряженная и нервная, но мирная смена власти в Боливии вновь подтвердила старую истину: евроатлантический мир плохо понимает и вообще мало внимания обращает на другие континенты и макрорегионы. И поэтому возникает большой соблазн анализировать события там стереотипно, на один манер. Но - самое интересное, как всегда, в деталях. Поэтому: каждое из политических противостояний последних лет на латиноамериканском континенте - это отдельная история, и о них как в капле воды отражается сразу все - и прошлое, и современность, и безграничная жажда власти, и никогда не лишние уроки и приговоры демократии. Ну и, конечно, это реальный исторический процесс, протекающий в режиме онлайн.

Предводитель «кокалерос» и трубач, ставший президентом

Биография 60-летнего Эво Моралеса бывшего уже лидера Боливии - это классический пример человека, который сделал сам себя в условиях Латинской Америки последних шестидесяти лет. Выходец из нищей крестьянской семьи, знал голодное детство, потом отслужил в армии (где, собственно, и был трубачом в военном оркестре, что стало одним из его прозвищ) и в конце концов - отправился на заработки в провинцию Чапаре, где выращивается одно из главных природных боливийских чудес - кока. (Ну, вы знаете из чего делается кокаин - одна из наркотических бед человечества). Там ударный труд привел молодого Эво Моралеса к руководству профсоюзом сборщиков коки (вот тот самый неповторимый колорит Латинской Америки!), А в середине 90-х - к руководству им же созданной партии с целью, которая была прямо обозначена в названии - «Движение к социализму».

Боливия: любимчики народу тоже надоедают...
Эво Моралес, лидер профсоюза во время заключения, 3 сентября 1994 года

А дальше: успешная карьера публичного политика и парламентария, которого, правда, лишали мандата за организацию массовых беспорядков. Однако это играло только на руку, и в 2002-м Моралес, впервые приняв участие в президентской гонке, неожиданное занял второе место. Этот факт и его происхождение (из коренного индейского населения Боливии - аймара) сделали его еще и континентальной и мировой медиа-звездой. И поэтому его победа на президентских выборах в декабре 2005 года стала полностью закономерной.

Состоялась она на фоне общего левого поворота всей Латинской Америки в первой половине нулевых годов. Хотя на фоне борцов против диктаторских режимов прошлого, как, например, супруги Киршнер в Аргентине, или Мишель Бачелет в Чили и Лулу да Сильва в Бразилии, или даже наиболее радикальный из неосоциалистов южного полушария - Уго Чавес, Моралес смог стать своеобразным феноменом. Во-первых, за более чем 400-летнюю историю с момента испанской колонизации Боливии он впервые стал руководителей страны - выходцем из ее коренного населения. Во-вторых, он не мог похвастаться наличием даже полного среднего образования и в прямом смысле был кандидатом из гущи народа. В-третьих, Боливия - вторая (наряду с Парагваем) страна континента, не имеющая выхода к морю - а значит априори проигрывает в экономическом развитии, более того, горная местность мало способствует развитию высокодоходных и цифровых отраслей производства, но - в стране есть значимые запасы природного газа и других полезных ископаемых. Вот со всем этим Моралесу надо было что-то делать.

Не диктатор, но «плохой парень»

Эво Моралес быстро понял, что природные ресурсы - это важно, но контроль над ними важнее. Исходя из того, что Боливия, в отличие от Венесуэлы или Аргентины, не была прочно вмонтирована в мировой капитализм, национализация газовой промышленности страны прошла «на ура». США тогда больше переживали за эксперименты Уго Чавеса в Венесуэле. А Моралес прогматично выбрал для себя роль эдакого «младшего брата» Чавеса и «внука» Фиделя Кастро, из-за спин которых можно тоже критиковать «американский империализм» и «мировое правительство капиталистов».

Но - Моралесу немало удалось изменить в стране к лучшему, прежде всего, в гуманитарной сфере: ликвидировалась неграмотность, вводилось обязательное школьное образование, расширялась система медицинской помощи и социальной защиты. Скорее всего, это была компенсация детских обид самого Моралеса: так, он сам хватил нищеты в детстве и искренне желал простым людям лучшего.

Первые два срока президентства Моралеса (2006-2014), экономика Боливии демонстрировала реальный рост. Несмотря на громкую риторику, Моралес не рвал полностью отношения с «капиталистами» и избегал прямых санкций в отличие от того же Чавеса. При этом боливийские власти вели активную агитацию за расширение плантаций коки - что не могло не отражаться на наркотрафике из страны. Но официально все это называлось «возрождением традиционных индейских промыслов». Здесь все понятно: когда ресурсы ограничены, а почти 70% населения находится за чертой бедности - лучший путь для поддержки популярности - простые решения, которые понравятся большинству.

И, исходя из результатов выборов, в которых могла свободно участвовать оппозиция (Моралес не верил в его способности победить, а потому не преследовал), дону Эво удавалось «держать волну» - если первый раз он был избран 54%, то во второй - уже 64%, третий - 61%. Заявлений о фальсификации от оппозиции или наблюдателей не поступало. И как-то сложилось, что актуальным стал вопрос - кто, если не Эво?

Вот это и сыграло с Моралесом злую шутку, а еще - сработала «авторитарная традиция». Он построил канатную дорогу через всю столицу Ла-Пас, и это стало настоящим техническим прорывом в горной стране, но - рядом вырос 29-этажный президентский дворец.

Боливия: любимчики народу тоже надоедают...
Президентский дворец в Ла-Пасе

Сначала - он сам инициировал закон, который ограничивал президентство двумя сроками, а затем - суд признал, что его сроки надо считать как-то иначе - и Моралес получил право избираться в третий раз, а в 2016-м - был даже проведен референдум о разрешении отменить ограничения по срокам вообще. Примечательно, что народ проголосовал против. Но Моралеса уже «несло»: он не принял воли сограждан и через послушный Конституционный суд получил отмену ограничения по срокам всех государственных должностей - и вот пошел в этом году на четвертый срок...

А на внешнем фронте Моралес откровенно троллил США, пользуясь тем, что Штатам было не до него. Впрочем, еще при Бараке Обаме, в 2012 году, произошло прямое серьезное обострение отношений: бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, который находился в Москве, по информации американской разведки якобы должны были вывезти из России именно на самолете Моралеса, находившегося с визитом в Москве. Ставка была настолько высокой, что американские истребители заставили сесть боливийский президентский самолет в Вене, но Сноудена там не нашли, что стало поводом обильных шуток как Моралеса, так и русских.

Именно с Россией у Моралеса сложились партнерские отношения, а госкорпорации «Росатом», «Газпром» и «Росвертол» получили выгодные проекты на строительство ядерного центра, добычу лития (Боливия занимает первое место в мире по запасам этого металла), добычу газа, поставки вертолетов и много чего еще, помельче. Здесь логика также понятна: если Моралес враг США, то автоматически становится другом Кремля и Путина. Но - Моралес не выходил за рамки приличий и, например, после 2014-го ни слова не сказал в поддержку аннексии Крыма или осуждения Украины. В основном преобладали громкие слова о «проклятом империализме».

И еще пикантная деталь: на выборах 2019-го кампанию Моралеса вели российские политтехнологи, нанятые «Росатомом»...

«Кокалерос» устали от Эво

20 октября власти Боливии провели очередные всеобщие выборы, и Моралес пошел на свой четвертый срок. Законодательство о выборах в Боливии построено своеобразно: для победы в первом туре кандидату нужно или набрать более 50% голосов, как почти везде в мире, или может хватить и 40%, если оппонент отстал более чем на 10%. Официальные результаты объявили такие: Моралес - 47,08%, его главный соперник от оппозиции, бывший президент Боливии в 2003-2005 годах Карлос Меса - 36,51%. То есть, якобы разрыв в 10%, и Моралес победил. Однако, как наблюдатели от оппозиции, так и экзит-полы показывали несколько иную картину - а именно 45% против 38% - и необходимость второго тура, где Моралес мог реально проиграть. Стало понятно, что могли быть фальсификации, тем более, что и результаты парламентских выборов оказались тоже сомнительными - большинство «Движения к социализму» позволяло создать однопартийное правительство на пределе. Оппозиция вывела людей на улицы, протесты не утихали. Моралес попытался ввести чрезвычайное положение и угрожал силой, но - и оппозиция, и внешние силы показали ему, что венесуэльского сценария с большими жертвами не допустят. И не тот режим в Боливии все же сложился, чтобы напрямую нагло узурпировать власть. Просто Эво Моралес не почувствовал момента, когда надо было остановиться и пойти - найдя верного преемника (ну, хотя бы так, учитывая особенности страны).

Боливия: любимчики народу тоже надоедают...
Карлос Меса

Кстати, оппонент Моралеса Карлос Меса - полная противоположность президенту - интеллектуал, журналист, историк, телеведущий, известный в мире. И при этом - первый, кто сплотил оппозицию и не отступал при сомнениях в честности выборов. Ведь Моралес все-таки дал заднюю и предложил отменить результаты первого тура и провести новые выборы, но Меса отверг это, назвав Моралеса мошенником. Окончательное слово сказали, кроме улицы, полиция и армия, отказавшись выполнять приказы Моралеса. Это и привело к обращению теперь уже экс-президента к нации: он подал в отставку и выразил сожаление в связи с фальсификацией выборов. Теперь его путь - в эмиграцию, правительство Мексики уже сообщило о готовности принять Моралеса у себя.

Вывод: ничто не рассыпается так быстро...

Вместе с архитектором посыпалась вся конструкция боливийской власти: ввиду досрочной отставки, должность президента должна была перейти к вице-президенту Альваро Линере - но тот сразу отказался, за ним то же сделали по очереди спикеры сената, палаты депутатов, председатель верховного суда и министр недр. И получилось, что высший пост в стране занимает заместитель председателя сената от оппозиции Хеанине Аньес, которая - об этом сообщают СМИ - в прямом смысле ненавидела и ненавидит и Моралеса, и все его окружение. Пока новая и.о. пообещала только одно: создать условия для проведения выборов как можно скорее, ведь даже в столицу она смогла добраться не сразу - в день отставок она находилась в своем избирательном округе, а оттуда самолеты каждый день в Ла-Паса не летают .

Боливия: любимчики народу тоже надоедают...
Боливийский президент объявляет об отставке

Почему же проиграл Эво Моралес? Ведь его нельзя сравнить ни с Николасом Мадуро, ни с Робертом Мугабе, ни с Виктором Януковичем. Больше всего эти события напоминают оранжевую революцию в Украине и гранатовую в Армении, когда общество протестует, устав от пребывания у власти одного и того же лица и целого политического класса, а главное - от стиля их правления. То есть - это классическое исчерпание лимита доверия и кризис незаурядной личности, после реальных успехов пренебрегшей выбором народа и получившей от народа оплеуху. Искать в этой истории внешний след, вмешательство «империалистов» и все прочее (как уже начали в российских СМИ и официальных кабинетах) - тщетно. Потому что это - настоящий урок и приговор истории для тех, кто хочет остановить время и верит в неизменность власти. И то, и другое - невозможно, потому что невозможно. И пора всем в мире это, наконец, понять.

Александр Севастьянов, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и общественных наук Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, Киев

* * *

Справка. Боливия (официально: Многонациональное Государство Боливия) - страна в центральной части Южной Америки. Боливия богата природными ресурсами, но остается одной из беднейших стран континента. 28-я страна мира по площади (1 098 580 кв. км) и 81-я по населению (11,47 млн). одна из немногих стран Америки, где индейцы, преимущественно кечуа и аймара, составляют более половины населения. Большинство населения проживает в горных районах. Среди верующих преобладают католики. Крупнейшие города Ла-Пас (2 млн жителей), Сукре (247 тыс.), Кочабамба (618 тыс.), Оруро (215 тыс.).