В автопроме отношение к Tesla Motors особенное. Компания Элона Маска не хватает звезд с неба, но часто радует своих акционеров радужными прогнозами, которые, правда, не сбываются. Вот и сейчас, показав по итогам первого квартала совсем не ошеломительные результаты (чистые потери - 57 центов на акцию), компания обещает выпустить уже через два года, в 2018 г., полмиллиона электрокаров. При этом Элона Маска совершенно не волнуют скептики, утверждающие, что у его фирмы, если судить по итогам текущей финансово-хозяйственной деятельности, просто не хватит для этого средств, производственных мощностей и даже квалифицированного персонала и технологий. Он уверен в звездном будущем своего детища и никакие скептики не заставят его усомниться в своих расчетах.
Старший вице-президент консалтинговой компании LMC Automotive Джефф Шустер считает, что в 2018 г. Tesla соберет не больше 200 тыс. машин. Адам Йонас, аналитик Morgan Stanley, полагает, что на полмиллиона каров компания Маска выйдет не раньше 2025 года.
«Этот прогноз полностью невыполним,- прокомментировал агентству АР Джефф Шустер.- Для того, чтобы он сбылся, в очень короткое время должны произойти очень много благоприятных для Tesla событий».
Сторонники Tesla утверждают, что все далеко не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Можно, например, вспомнить, что она продала более 110 тыс. машин, не имея традиционной сети дилеров. Нет у Tesla и рекламы в традиционном понимании этого слова. Однако это не помешало образоваться очень длинным очередям желающих сделать взносы в марте, когда было объявлено о скором начале продаж дешевой Model 3.
Tesla ни разу еще не имела прибыли по итогам года, но при этом ее рыночная стоимость превышает 50% стоимости такого автогиганта, как General Motors Co. В прошлом году продажи дорогого седана Model S выросли на 51% несмотря на то, что у всех остальных производителей машин класса «люкс» зафиксировано резкое снижение продаж.
Немало и примеров противоположного характера, таких, кажем, как полуторагодичная задержка с выпуском Model X SUV. И те, и другие примеры можно приводить долго.
Любопытно, что в нашей стране много людей, которые обрадуются, если прогнозы Маска не сбудутся. Дело в том, что Россия занимает второе место по производству платины и уступает только ЮАР. Платина широко применяется в автопроме. Более половины этого металла, произведенного в прошлом году, попало в автомобили. Однако электрокарам, на производстве которых специализируется Tesla, платина не нужна. Прогнозируемый Маском бум на электрокары в масштабах всей планеты может привести к резкому падению спроса на платину.
С другой стороны, в батареях для электрокаров широко используется литий, который нередко называют «белой нефтью». Достаточно сказать, что цена на него в первом квартале этого года выросла на 47% по сравнению со средней ценой в 2015 г. Очевидно, что она будет продолжать расти. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что потребность в литии, который широко используется еще и в смартфонах, к 2025 год утроится и достигнет 570 тыс. тонн.