Звукозаписывающая компания EMI в скором времени начнет продавать свои записи через интернет без антипиратской защиты. Первым магазином, который займется распространением незащищенной музыки, станет Apple iTunes. Стоить такие записи будут немного дороже защищенных, но, по уверениям руководства EMI, их качество заметно повысится. Ожидается, что уже к концу текущего года более половины принадлежащих EMI композиций (которых всего свыше одного миллиона) будут распространяться без цифровой защиты.
Защита не справилась
Заявление EMI о намерении распространять музыкальные композиции без антипиратской защиты DRM (digital rights management — система цифрового управления правами) последовало вскоре после обращения главы компании Apple Стива Джобса к гигантам звукозаписывающей индустрии. В своем обращении Джобс призывал производителей музыки отказаться от DRM. По его словам, «защита авторских прав не справилась со своей задачей, а потому отказ от DRM принесет пользу не только производителям и продавцам музыки, но и конечным потребителям».
В случае отказа от антипиратской защиты музыкальная индустрия получит возможность увеличить продажи, так как музыкальные ритейлеры смогут снизить цены на композиции и сделать их более привлекательными для потребителей. Сами же любители музыки получат возможность приобретать ее вне зависимости от марки плеера в различных интернет-магазинах — это значит пользоваться гораздо большим количеством источников, начиная с Apple iTunes и заканчивая цифровым магазином Zune, и затем проигрывать честно приобретенные диски на любом подходящем устройстве.
Конечно, пока трудно предсказать убытки, которые, не исключено, понесут производители — сторонники комплексных решений. Внакладе могут остаться компании, зарабатывающие на связке определенной системы плеера и цифрового магазина, например iPod-iTunes. Могут активизироваться пираты, которым не придется взламывать коды DRM. И все же, соглашаются многие западные аналитики, в предложении Джобса и инициативе EMI есть рациональное зерно: отказ от DRM принесет гораздо больше пользы, нежели вреда.
Благо ли DRM?
Уже седьмой год подряд мировой музыкальный рынок переживает не самые лучшие времена. В 2006 году он сократился на 3%, несмотря на то что доля цифровой музыки увеличилась до 2 млрд долларов (рост составил 200% по сравнению с 2005 годом, но не стал рекордным — в 2005 году он достигал 400%). Надежды на то, что продажи «цифры» компенсируют спад обычных компакт-дисков, не оправдались. В крушении бизнес-надежд владельцы музыкальных магазинов винят пиратов, которые зачастую удовлетворяют потребительский спрос бесплатно. Но попытки защититься он мошенников лишь ухудшили ситуацию.
По словам Дэвида Пакмана, генерального директора службы eMusic, второго по величине магазина после iTunes на американском рынке, «крупные игроки, пытаясь бороться с дармовщиной, препятствуют также и росту легального рынка». Введение DRM хотя и привело к резкому снижению количества пиратских копий в сети, зато породило цел