В условиях пандемии и всех запретов, с нею связанных, самая защищенная позиция — у отечественных театров, основную долю бюджета которых составляют государственные субсидии. Они смогут возобновить показ спектаклей, как только на них снимут запреты, и продолжить работу над постановками, прекращенную на время карантина. У театров есть уверенность в своем будущем, но они понимают: в дальнейшем им придется действовать в стесненных финансовых условиях. Сейчас они возвращают деньги за билеты на спектакли, которые предполагали показать в период действия ограничительных мер, и планируют перенос премьер, которые должны были состояться до конца сезона. Как и всем остальным, работникам театральных коллективов пока непонятно, что будет происходить дальше: прежде всего, когда закончится пандемия и когда они смогут вернуться к полноценной работе. Там, где это возможно, работа продолжается в режиме онлайн — ради непрерывности творческого процесса.
Еще одна возможность, за которую ухватились большинство театров, — активность в сфере онлайна. Театр «Практика» не стал отменять премьеру спектакля «Созвездия» и показал ее в онлайн-эфире. Электротеатр «Станиславский» и вовсе не прекращает играть спектакли, транслируя их онлайн. Театр на Малой Бронной запустил проект «Bron AIR», который транслируется в YouTube, Instagram, Facebook и VK. По словам Марии Малкиной, PR-директора театра, таким образом они поддерживают контакт с аудиторией и накапливают библиотеку лекций по теории театра: «Мы планировали делать этот проект вне зависимости от всех карантинов, но сейчас собрали срочно все идеи, которые у нас были, и стали воплощать их в жизнь. Пусть это происходит не самым красивым образом, но интерес уже есть и выложенные записи постепенно набирают аудиторию, каждый день есть прирост просмотров. Если бы мы запускали проект, как хотели и у нас были бы съемки не с одной камеры, а с трех, если бы у нас была возможность все красиво монтировать, это было бы выигрышнее с точки зрения подачи. Но прямой эфир с Константином Богомоловым показал, что интерес к такому контенту есть».
Концерты
Музыканты тоже идут подобным путем, устраивая для своих зрителей выступления в онлайн-эфире. Но у них нет почти никаких шансов на этом заработать. По словам Надежды Соловьевой, председателя правления компании SAV Entertainment, одной из ведущих в области отечественного шоу-бизнеса, индустрия ждет прямых финансовых влияний от государства, потому что рынок восстановится в лучшем случае к лету следующего года: «Наша индустрия на сегодняшний день практически перестала существовать. У нас отменены все мероприятия, а на те, что не отменены, не продаются никакие билеты: людям сейчас не до этого. У нас проблема с возвратом денег за проданные билеты, потому что мы вложили деньги в концерты, билеты на которые уже проданы: это и реклама, и выплаченные гонорары. Мы ждем помощи от государства и в первую очередь рассчитываем, что получим возможность не возвращать деньги за билеты на мероприятия, которые перен