Третий крупнейший банк Британии Barclays в минувшие выходные объявил о планах слияния с крупнейшим банков Нидерландов ABN Amro. Как пишет газета The Sunday Times, британский банк пытается показать себя «белым рыцарем»: слияние призвано «спасти ABN Amro от текущих проблем».
В последние несколько лет ABN Amro был вынужден сокращать рабочие места, проводить реструктуризацию бизнеса и избавляться от неприбыльных подразделений, для того чтобы выходить на новые рынки и успешнее конкурировать со своими глобальными соперниками. Целый ряд аналитиков полагает, что ABN Amro может быть выставлен на продажу или разделен на части, которые затем будут распроданы покупателям. В январе 2007 года ABN Amro продал свое ипотечное подразделение американскому банковскому гиганту Citigroup. Сумма сделки не была разглашена. Еще ранее, в 2002--2003 годах, ABN Amro распродавал свои инвестбанковские подразделения на тех рынках, где он не являлся лидером, например в США. В последние несколько месяцев голландский банк также стал целью критики ряда британских хедж-фондов, в частности The Children’s Investment Fund (TCI) и Toscafund. Эти фонды, являющиеся миноритарными акционерами ABN Amro, критиковали банк за недостаточно высокие финансовые показатели и призывали провести радикальную реструктуризацию, с распродажей части подразделений банка.
Слияние Barclays и ABN Amro приведет к созданию европейского банковского гиганта с 47 млн клиентов и 220 тыс. сотрудников по всему миру. Barclays представлен в 50 странах мира, а ABN Amro – в 53. Объединившийся Barclays-ABN Amro станет одним из крупнейших банков мира, сопоставимых с американским Citigroup или британским HSBC.
Согласно источникам «Эксперта Online» в лондонском Сити, катализатором для сделки между европейскими банками стало поведение фонда TCI, агрессивно настаивающего на раздроблении ABN Amro и продаже его по частям. TCI, заручившись поддержкой ряда британских хедж-фондов и голландских пенсионных фондов, предъявил ABN Amro ультиматум из пяти пунктов, ответ по которому потребовал предоставить не позднее 26 апреля – даты проведения ежегодного собрания акционеров голландского банка. В результате появились варианты спасения банка от агрессивных хедж-фондов. Нынешние переговоры являются уже не первыми для обоих банков. Два года назад Barclays и ABN Amro проводили серию переговоров о возможном слиянии, но тогда условия для обоих банков были более благоприятными и не требовали срочных действий.
Как полагают аналитики, слияние с ABN Amro будет стратегически выгодным для британского банка. Месяц назад президент Barclays Джон Варли заявил о планах масштабной экспансии банка на новые рынки, в том числе и в Россию. Оба банка примерно равны по своим показателям, хотя капитализация Barclays несколько выше (85 млрд долларов против 70 млрд долларов у голландского банка). ABN Amro предоставит Barclays доступ на быстрорастущие рынки, например, бразильский, на рынок Среднего Запада США вокруг Чикаго, а также к Anronveneta, итальянскому банку, который ABN Amro приобрел в 2005 году за 10 млрд долларов. ABN также имеет заметное присутствие на рынках Азии и Восточной Европы, а также сильное инвестбанковское подразделение, базирующееся в Лондоне, и одну из крупнейших в мире групп по управлению активами.
В планах главы Barclays Варли превращение Barclays в одного из ключевых игроков на рынке банковских услуг в мире. В рамках этой стратегии, которая была озвучена еще в 2004 году, уже к 2008 году более 50% доходов банка должно генерироваться на иностранных рынках. Слияние с ABN Amro позволит значительно превзойти эту цель. Ведь по результатам 2006 года более половины прибыли Barclays (13 млрд долларов) было получено за пределами Британии.
Однако в слиянии с ABN Amro заинтересован не только Barclays. В лондонском Сити полагают, что голландский банк также может получить предложения о слиянии от Royal Bank of Scotland, второго крупнейшего банка Британии после HSBC, и от итальянского банка Capitalia, которые заинтересованы как минимум в части бизнеса ABN Amro.