"Мы сделали кнопочки на экране такими хорошенькими, что вам захочется лизнуть их" - так отвечает на вопрос о популярности MacOS X Стив Джобс. Но это цитата совсем из другой книги о бизнесе, пусть и очень известной. Обожествлять главу Apple модно, восхищаться им - хороший тон. Действительно, Стив Джобс и основанная им компания - настоящий фетиш для любого, кто увлечен компьютерами. Смелость, инновационность, креативность - вот стандартные клише, которыми мы привыкли характеризовать Apple. Но многие ли знают, как она создавалась? Что творится у нее внутри, как она управляется, и главное - почему выжила?
Оказывается, начиналось все с "голубых коробочек" - приставок к телефону, дающих возможность нелегально звонить по всему миру, в юном возрасте сконструированных будущим инженерным ангелом Apple Стивом Возняком. При помощи такого устройства два приятеля, Джобс и Возняк, однажды шутки ради дозвонились до резиденции папы римского, представившись госсекретарем США Генри Киссинджером. Правда, поговорить с папой они не осмелились, положив трубку, пока понтифика звали к телефону.
В своей книге известный компьютерный обозреватель Оуэн В. Линзмайер скрупулезно фиксирует каждый шаг компании, начиная от "голубых коробочек" и заканчивая модным аудиоплеером iPod, который год остающимся одним из самых желанных рождественских подарков в штатах. В знании фактуры автору не откажешь: по его скромному признанию, "не найдется и нескольких сотрудников Apple, проработавших в компании дольше, чем я наблюдал за ней как журналист". Вместе с тем Линзмайер никогда не был штатным "евангелистом" Apple, что позволило ему включить в книгу и не очень украшающие облик компании истории, коих, как выясняется, было немало. Да и сам Стив Джобс, по мнению многих собеседников автора, вовсе, оказывается, не романтический ангел, полный возвышенных порывов, а жесткий и хитрый лидер, не гнушающийся присвоить чужую идею или скрыть доходы от компаньонов. А история самой компании изобилует управленческими ошибками в не меньшей степени, чем гениальными озарениями.
Главное достоинство книги - успешная попытка если не объяснить, то показать историю маргинализации Apple и превращения ее в устойчивое конкурентное преимущество. Ведь в самом начале своего пути, в 1976 году, компания отнюдь не работала под девизом "Думай иначе". Любопытно, что в самом первом компьютере, сконструированном Возняком, вполне мог использоваться тогдашний процессор Intel 8080. Этого не случилось лишь потому, что экономный Воз нашел дешевую альтернативу Intel. В течение пяти лет, вплоть до появления первого IBM PC, Apple была одной из многих успешных тогда компьютерных компаний. Но дожить до сегодняшних дней и прекрасно себя чувствовать (в октябре компания объявила о рекордных годовых прибылях в 1,34 млрд долларов) ей помогла именно маргинализация. В случае Apple это синоним превращения в капитал извечного стремления людей к самовыражению, нежеланию быть как все. Казалось бы, банальные, известные любому маркетологу слова. Но