Внимание, с которым мировая пресса следила за судом, а затем и тюремными буднями Пэрис Хилтон, нью-йоркской светской дивы и праправнучки основателя сети отелей Hilton, еще больше подогрело событие, которому и без скандальных похождений суматошного отпрыска суждено войти в современную мировую историю гостиничного бизнеса. 3 июля 2007 года одна из самых успешных в мире частных инвестиционных компаний, Blackstone Group, объявила, что становится владельцем одного из самых известных мировых гостиничных брендов – Hilton Hotels.
Мы наш, мы новый
Эксперты уже назвали состоявшуюся сделку «свадьбой двух гигантов» и единодушны в оценках произошедшего: покупка Hilton коренным образом изменит сложившиеся к настоящему моменту отношения как в гостиничной индустрии, так и в секторе частного инвестирования. Во-первых, частные инвесторы впервые смогли пробить брешь в плотных рядах трех китов североамериканского гостиничного бизнеса, чьи акции свободно торгуются на фондовом рынке – Hilton Group, Marriott International Inc. и Starwood Hotels & Resourts Worldwide Inc.
Во-вторых, эта сделка еще больше обострит и без того ожесточенную конкуренцию в глобальной гостиничной индустрии. Аналитики считают, что, продавшись Blackstone, Hilton Group получает значительное преимущество для стабильного и уверенного роста на международной арене. В настоящий момент прогресс каждого из трех американских флагманов гостиничной индустрии можно охарактеризовать как удовлетворительный, с различной степенью успеха, но без создания твердой базы.
У Hilton появилась прекрасная возможность создать зарубежный плацдарм. Напомним, в мае этого года правительство Китая через свое официальное инвестиционное подразделение приобрело за 3 млрд долларов около 10% находящихся в свободной продаже акций Blackstone (Blackstone Group, в которую входит 18 компаний, в том числе 6 инвестиционных фондов, разместило на Нью-Йоркской фондовой бирже 12,3% своих ценных бумаг). Китай согласился не продавать свою часть акций минимум 4 года. Логично предположить, что партнеры из Поднебесной окажут посильную помощь Hilton Group при освоении одного из самых перспективных гостиничных рынков в мире – китайского, где еще осенью прошлого года Hilton планировала открыть примерно 100 отелей в течение 3–5 лет. Тогда глава Hilton Group Стефан Болленбах говорил о том, что его компания ищет надежного китайского партнера для реализации своих планов в этом регионе. Теперь, имея (благодаря Blackstone) в качестве делового партнера китайское правительство, Hilton, возможно, пересмотрит свои планы в сторону увеличения.
Но самое главное, сделка по Hilton наглядно показывает новую реальность современного мира институтов частного инвестирования: некоторые из инвесторов набирают такое количество активов в том или ином секторе экономики, что им поневоле приходится играть роль рачительных стратегических инвесторов, а не акул капитализма, извлекающих прибыль из тщательно просчитываемых кратковременных покупок. Поэтому в случае с Hilton эксперты не ожидают от Blackstone обычной тактики поведения частных инвестиционных фондов: реструктуризации компании с последующей распродажей ее активов по частям (именно так Blackstone поступает со своим предыдущим приобретением – Equity Office Properties). Наоборот, Blackstone, убеждены аналитики, начнет вкладывать капитал в свое новое приобретение на всех уровнях – от реконструкции и реставрации собственно гостиничного фонда до агрессивной экспансии на зарубежные рынки.
Директор по связям с общественностью по Азиатско-Тихоокеанскому региону сети Hilton Hotels Фэйс Томс сообщил корреспонденту «Эксперта Казахстан»: «Blackstone намерен инвестировать в собственность и бренды Hilton в глобальном масштабе, с целью дальнейшего роста и увеличения привлекательности гостиничного бизнеса в интересах его владельцев, франчайзинг-партнеров и клиентов». Г-н Томс напомнил, что в течение последних 15 лет Blackstone является одним из самых крупных инвесторов в глобальный гостиничный бизнес. Например, только за последние три года компания направила на реконструкцию сети своих отелей Luxury Resorts and Hotels (LXR) свыше миллиарда долларов. А ценность бренда La Quinta с момента его приобретения Blackstone в январе 2006 года выросла почти в полтора раза.
Стоимость сделки составила порядка 26 млрд долларов, 6 млрд из которых – долги сетевого гиганта. Согласно условиям продажи Blackstone заплатил за каждую акцию Hilton 47,5 доллара, что более чем на треть выше той стоимости, по которой ценные бумаги торговались на момент известия о сделке.
Приобретение всемирно известной сети отелей окончательно закрепляет за американской компанией позицию основного игрока в североамериканской и мировой гостиничной индустрии. Кроме того, убеждены специалисты, покупка служит своеобразным подтверждением того, что бренд Hilton является на сегодня одним из самых ценных в мире. Hilton – не первое приобретение частного фонда в этом секторе: Blackstone уже является владельцем контрольных пакетов акций в гостиничных сетях LaQuinta Inns и LХR Luхury Resorts & Hotels. Общее количество гостиничных комнат, которые будут находиться под управлением Blackstone, достигнет 583 тыс. (483 тыс. из них приходится на Hilton Group, а 100 тыс. уже принадлежат фонду).
Первая ласточка
Стефан Болленбах уверен, что изменение собственника возглавляемой им компании – только первый камешек, с которого может начаться лавина процессов консолидации в гостиничной индустрии: «Новые сделки могут последовать очень скоро, пусть и не в таком масштабе, как сделка между Hilton и Blackstone. Думаю, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями продолжения процесса укрупнения игроков гостиничного бизнеса... Увеличение накладных расходов, связанных с необходимостью интеграции в глобальный гостиничный бизнес, делает экономически выгодным для небольших сетей продажу себя более крупным и узнаваемым брендам». Помимо сокращения затрат эксперты указывают на то, что объединение активов нескольких небольших бизнесов под одним управлением увеличивает шансы ее участников в ужесточающейся конкурентной борьбе.
Джефрей Рэнделл, аналитик денверской консалтинговой компании A.G. Edwards & Sons Inc., полагает, что приобретение Hilton частным инвестором Blackstone, вероятнее всего, приведет к тому, что другие частные инвестиционные институты вступят в гонку по увеличению доли своих капиталовложений в гостиничную индустрию. И это после того, как количество сделок по приобретению гостиниц и гостиничных сетей за первую половину этого года в мире удвоилось, достигнув рекордных 81,4 млрд долларов.
Вместе с тем г-н Болленбах достаточно скептически отнесся к возможности того, что по пути Hilton Group последуют его конкуренты, Marriott International и Starwood Hotels, рыночная стоимость каждой превышает сегодня 16 млрд долларов: «Это очень трудоемкий процесс. И он требует капитальных вложений».
Оседлать волну
Blackstone начала покупать активы гостиничного бизнеса, когда на волне реакции на 11 сентября 2001 года и начавшейся глобальной «войны с террором» большинство специалистов предсказывали всей индустрии туризма и развлечений трудные времена. Цены в этом секторе упали, чем не преминул воспользоваться частный инвестор. Вскоре стало очевидно, что мрачные прогнозы не оправдались – мировой туризм неожиданно быстро оправился от последствий самого крупного теракта. Некоторые эксперты даже говорят о разворачивающемся новом цикле роста индустрии. Но негативные ожидания привели к тому, что замедлилось строительство новых гостиниц.
По мере того как количество путешественников восстановилось и даже стало превышать «довоенный» уровень, возник устойчивый спрос на гостиничные площади, что значительно повысило рыночную стоимость уже существующих бизнесов в этом секторе экономики. Причем эксперты подчеркивают, что спрос растет по всему ценовому спектру предлагаемых услуг: от пятизвездочных отелей до туристических хостелов. Приобретение Hilton Group именно частным инвестором, чьей специализацией обычно являются краткосрочные сделки, указывает на то, что в ближайшей перспективе инвестиции в гостиничный бизнес будут приносить стабильные высокие дивиденды. «Сегодня для гостиничного бизнеса настали хорошие времена», – подводит итог Стефан Болленбах.
Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что известие о покупке Hilton вызвало рост цен на акции других американских гостиничных компаний. Так, ценные бумаги Marriott International Inc. выросли на 7%, Starwood Hotels & Resorts Worldwide Inc. – почти на 8%. Акции других мировых лидеров гостиничного бизнеса тоже поднялись: ценные бумаги британской InterContinental Hotel Group (владельца сети Holiday Inn) на Лондонской товарной бирже подорожали почти на 4%, а в Париже стоимость акций Accor SA, крупнейшего европейского туроператора, поднялась более чем на 10%.
Вместе с тем некоторые эксперты говорят, что бизнес-цикл в гостиничной индустрии вступает, возможно, в стадию спада: отмечается незначительное снижение спроса на услуги отелей. По данным аналитического центра Smith Travel Research, в среднем по индустрии темпы роста доходов на одну комнату за первые 6 месяцев 2007 года составили 5,1%, что является самым низким значением этого показателя за последние три года.
Что касается непосредственно Blackstone, то дальнейшая его экспансия в гостиничный бизнес представляется крайне маловероятной: «Ему нужно время, чтобы переварить Hilton», – такова преобладающая точка зрения специалистов. Вполне возможно, что настоящую отдачу от своих гостиничных активов Blackstone начнет получать только на подъеме следующего бизнес-цикла, то есть через 5–7 лет. В самой компании с осторожностью комментируют свои будущие шаги в отношении новой собственности. Вице-президент европейского отделения компании Blackstone Group по корпоративным и общественным связям София Гаррисон сообщила корреспонденту «Эксперта Казахстан», что в настоящий момент, когда сделка еще официально не завершена (предположительно, все формальные процедуры будут завершены к концу текущего года. – «ЭК»), говорить о каких-либо планах на будущее преждевременно.