Сегодняшнего решения ждали очень давно – больше года. Позавчера глава Alitalia Маурицио Прато долго разговаривал с премьер-министром Италии Романо Проди, вчера по этому поводу заседало правительство. Но победитель тендера на продажу госпакета в 49,9% так и не назван. Несмотря на то что претендентов – хоть отбавляй.
В октябре итальянский авиаперевозчик вел переговоры с шестью потенциальными покупателями, в том числе и с «Аэрофлотом», но окончательную заявку подали три консорциума: Air France—KLM Group, итальянская частная авиакомпания AirOne и группа инвесторов во главе с итальянским бизнесменом Антонио Балдассаре. Причем главными претендентами все это время оставались и остаются Air France—KLM и AirOne.
Франко-голландская компания является первой в мире авиагруппой по продажам (23 млрд евро за 2006 год), и у нее отличные финансовые показатели (только чистая прибыль в 2006 году составила 891 млн евро, тогда как Alitalia теряет по полмиллиона в год). Поэтому большая серьезная группа могла бы спасти убыточного «итальянского друга» (они находятся в одном альянсе, Sky Team), к тому же, как писали многие итальянские газеты, за французов «болеет» сам Романо Проди. Да и глава Alitalia Маурицио Прато склоняется к французским коллегам. Ему ставят в заслугу привлечение Air France, когда она совсем уже не хотела участвовать в покупке. Причем вчера авторитетная итальянская деловая газета Il Sole 24 Ore написала, что советники Alitalia по продаже этого пакета, Citi и Studio Legale Grimaldi, советуют выбор Air France, и сам Маурицио Прато уже решил «отдаться» французам.
Хотя позиции Карло Тото, главы компании AirOne, и выглядели слабее, нужно отдать ему должное, он всегда ясно заявлял: «Я хочу купить Alitalia и смогу ее вывести из кризиса». И хотя у него совсем небольшая по мировым меркам компания (и поэтому возникали сомнения в его финансовых возможностях), в последний момент он собрал под свое крыло сильный банковский пул (Intesa SanPaolo, Nomura, Morgan Stanley и Goldman Sachs), который готов не только дать деньги, но и войти в капитал Alitalia. Кроме этого, он умеет договариваться с профсоюзами и персоналом (у него никогда не было забастовок!). Потом, за него «болеют» другие политики – такого калибра, как итальянский вице-премьер Франческо Рутелли и, кажется, бывший премьер Сильвио Берлускони.
В общем, маятник преференций качается между этими двумя группами. Причем уже много раз итальянские СМИ давали победу то одному, то другому. Позавчера поддержал Карло Тото и президент Союза промышленников Италии Лука Кордеро ди Монтедземоло. Еще одним сильным шагом накануне стало заявление главы AirOne о том, что он хочет потом провести IPO на все 100% акций компании, при этом постарался понравиться и правительству («это решение примет тот, кто продает», то есть правительство – прим. ред.).
За Тото выступают горой профсоюзы – так как он собирается уволить гораздо меньше людей, чем Air France, кроме того, он не намерен ущемлять главный северный аэропорт Италии – миланский. Поэтому за него выступают все северные политики и бизнесмены, включая губернатора Ломбардии (области со столицей в Милане) Роберто Формигони.
Вчера глава Air France Жан Сирил Спинетта в интервью Il Sole 24 Ore пытался обьяснить преимущества покупки ими итальянского перевозчика. «Нет причин, чтобы Аlitalia была убыточной компанией», – высказался он, и пообещал поднять ее, как он уже это сделал с КLМ. Но боюсь, что он напугал некоторых политиков, заявив: «Все европейские страны, в том числе и Франция, имеют один главный аэропорт (Hub), и у Италии нет критической массы, чтобы развивать два». Он высказался за единственный аэропорт – римский Фьюмичино. Поможет это ему или повредит, увидим через неделю.
Кстати, в Италии надеялись, что борьба могла бы быть еще более острой. После недавнего отказа British Airways от покупки испанского авиаперевозчика Iberia, в Италии надеялись, что англичане позарятся на Alitalia. Они даже решили перенести срок окончательного решения (хотя Маурицио Прато и заявлял ранее, что «промедление смерти подобно»). Но за это время British Airways так и не решилась, а другой колосс – немецкая Lufthansa успела отказаться. Вчера возник еще и третий претендент – Singapore Airlines, но потом и он вроде бы отказался. Поэтому битвы двух или даже трех гигантов не получилось.
Но интрига осталась. Даже два таких интересных претендента ставят непростую задачу перед итальянским правительством. В первую очередь политическую. А пока Alitalia продолжает снижать качество обслуживания – забастовки, потеря багажа, горе-летчики, расслабленный персонал… Думается, если правительство не решится и 18 декабря, госпакет уже придется отдавать задаром, в хорошие руки.