До начала Международного аэрокосмического салона Фарнборо, который откроется в понедельник 9 июля, осталось всего три дня, но уже сейчас можно подвести некоторые итоги. Несмотря на то, что на текущий момент количество поступивших коммерческих заказов на самолеты Airbus и Boeing в целом значительно выше, чем за аналогичный период (январь–май) прошлого года, вполне вероятно, что нынешний салон будет значительно менее успешным, чем Парижский салон Ле Бурже прошедший в 2011 году.
Аналитики компании Frost & Sullivan, проанализировав планы модернизации/расширения и общее состояние рынка, пришли к выводу, что в этом году заказов будет на 30–40% меньше, чем в 2011 году (тогда было получено 850 заказов), а лидером по количеству заказов станет Boeing с их обновленным лайнером B 737 MAX.
Несмотря на то, что впереди, по-видимому, еще более спокойный год, объем предварительных заказов на самолеты достиг небывалого уровня. Этот факт, а также оптимистичные прогнозы относительно уровня пассажирских авиаперевозок, обусловили наращивание производственных мощностей и запуск новых сборочных линий (отличным примером может послужить новый сборочный завод Airbus в городе Мобил, штат Алабама).
В портфеле предварительных заказов Airbus и Boeing есть контракты почти на 8000 самолетов. Основываясь на текущих объемах производства, статистике отмены заказов в прошлом и коэффициенте book-to-bill (величина отношения объемов новых и выполненных заказов) на уровне 0,65, компании смогут выйти на уровень 2006 года (4800 самолетов) только через семь лет. Опуститься ниже 4800 означит преодолеть безопасный порог, а если превысить отметку 8000 то, авиакомпании будут воздерживаться от размещения заказов из-за отсутствия возможности получить самолеты в обозримом будущем.
Вместе с тем любые планы относительно инвестиций в инфраструктуру должны учитывать не только количество, но и динамику «качества» заказов. Сегодня явно недостаточно внимания уделяется рискам отмены заказа, обусловленными плохими финансовыми показателями крупнейших авиаперевозчиков.
Наиболее высокий уровень риска имеют заказы следующих компаний: Lion Air (343 заказа), Indigo (218), Norwegian (177), Qantas (153) и American Airlines (142). Три из них являются бюджетными авиакомпаниями, динамично развивающимися на высоковолатильных рынках, две других проходят реструктуризацию после череды финансовых неудач.
Анализ уровня риска 20 крупнейших авиакомпаний основанный на размере заказов к поставке лучше всего характеризует сложную ситуацию, в которой оказались производители. Самый «рискованный» портфель заказов принадлежит Boeing: он включает заказы от компаний, которые могут пострадать от кризиса еврозоны, находятся в сложном финансовом положении или реализуют спорные стратегии расширения. Airbus лучше защищен от этих рисков, однако тут ситуация тоже не безупречна: двумя из трех крупнейших заказчиков в портфеле Airbus являются компании Qantas и Indigo.
По сравнению с прошлым десятилетием, когда крупные заказы от компаний, сдающих самолеты в лизинг, и богатых авиаперевозчиков из стран Ближнего Востока позволяли авиапроизводителям чувствовать себя комфортно, сегодня портфели заказов стали более рискованными. Процент отмененных заказов вероятнее всего будет расти. Если 25% заказов (вместо традиционных 10%) будут отменены на том или ином этапе, это будет означать, что портфели предварительных заказов достигнут уровня 2006 года только к 2015 году. Ожидается, что участники аэрокосмического рынка и инвесторы будут учитывать эти дополнительные риски в своих финансовых планах.