Общепризнанно, что Финляндия – одно из государств, максимально соответствующих экологическим стандартам. Любой проект, реализуемый в этой стране, априори является примером качества управления с точки зрения экологической безопасности.
Подземный тайфун
Любовь финской корпорации MariCap к инновациям неудивительна: все входящие в нее подразделения в той или иной мере занимаются высокотехнологическими разработками. Всего у корпорации более 1,5 тыс. патентов в сфере инноваций, в том числе более 100 патентов получил генеральный директор корпорации Йоран Сундхольм.
Одна из наиболее интересных разработок, которой занимается компания MariMatic, входящая в состав MariCap, – технология вакуумной доставки отходов, получившая название MetroTaifun. Технология существует с 1983 года, но до последнего времени она применялась преимущественно в локальных проектах, в частности на круизных лайнерах.
Идея выглядит очень привлекательно. MariMatic создает подземную сеть трубопроводов, которые сходятся в одной точке – сборном терминале. С другого конца трубы – классические пункты сбора бытовых отходов, которые можно увидеть в каждом финском дворе. Используя пневматический трубопровод, количество сборных пунктов можно уменьшить в разы. Это существенная экономия по сравнению с доставкой мусора автомобилями, а также снижение выбросов углекислого газа.
Как обеспечить бесперебойное перемещение мусора по трубопроводу из композитных материалов, который, к слову, имеет небольшой диаметр? Ноу-хау MariMatic – так называемый форматор: небольшой прямоугольный ящик, который устанавливается в месте стыковки большой трубы от пункта сбора с пневматическим трубопроводом, объясняет менеджер по развитию MariMatic Сами Кяяпя. «Начинка» ящика считается секретной, ее запрещено даже фотографировать. По сути, это измельчитель бытового мусора, который превращает крупные предметы, бросаемые жителями в урны, в пригодную для транспортировки размельченную массу. Естественно, подобный проект не состоялся бы, если бы финны с давних пор не приучились разделять бытовой мусор на смешанные отходы, биоотходы, бумагу и картон. Для металла и стекла есть свои сборные пункты, откуда мусор такого рода доставляется на переработку традиционным наземным путем.
Пилотный MetroTaifun монтируется в настоящее время в Тампере, уже летом система будет доступна 13 тыс. потребителей. Полностью проект завершится к 2020 году и позволит транспортировать 1,9 млн тонн отходов из частного сектора плюс порядка 650 тыс. тонн из офисов.
MariMatic ведет переговоры и с представителями российских муниципалитетов, в частности с Москвой, но на данной стадии речь идет об обсуждении технологии, а не о каких-то конкретных проектах. Но в компании рассчитывают, что «пневматическая» технология заинтересует российских потребителей. Тем более что система может монтироваться на уровне как городского района, так и приквартальной застройки, к тому же трубопровод можно подвести не к пункту сбора мусора, а к мусоропроводу, который устанавливается в новом доме. А значит, этой технологией могут заинтересоваться и девелоперы.
За вредные отходы не платим
Дальнейший путь мусора можно отследить на многочисленных перерабатывающих предприятиях, расположенных в разных районах Финляндии. Завод в городе Куйяла входит в пятерку самых крупных профильных производств в стране – в 2011 году он переработал 270 тыс. тонн отходов. Прежде в Куйяла был другой полигон, однако он закрылся в 2007 году. Муниципалитет города не только провел работы по обеспечению экологической безопасности бывшей свалки, но и сумел извлечь выгоду: внутри свалки проложены трубы по сбору метана, который подается на мини-турбину. В результате полигон обеспечивает сам себя и теплом, и электроэнергией.
Но основной заработок завода – сбор и переработка мусора. Инженер по планированию Paijat-Hame Waste Disposal Ltd (PHJ) Киммо Хелениус рассказывает, что учредителями компании являются 12 муниципалитетов, расположенных вокруг полигона. В каждом муниципалитете установлены специальные пункты по сбору мусора, из которых бытовые отходы автотранспортом доставляются на полигон. Экоплатежи составляют 19 евро в год с каждого домашнего хозяйства. Плата с квартиры в многоэтажных домах составляет 11 евро, она автоматически включается в квитанцию об оплате коммунальных услуг.
Хелениус особо подчеркивает, что завод работает не для того, чтобы получить доход от частного сектора. Одна из главных статей прибыли – обслуживание коммерческих компаний. «За вредные отходы мы плату не взимаем, иначе очень велик риск, даже несмотря на высокую сознательность жителей, найти эти отходы выкинутыми в лесу», – уточняет он.
Впрочем, бесплатный прием отходов – в некотором роде маркетинговый ход. Дело в том, что в Финляндии большинство производителей изначально закладывают в стоимость своей продукции условный «мусорный» налог. То есть потребитель, покупая, к примеру, телевизор, одновременно оплачивает его утилизацию в будущем. Картон и бумагу также утилизируют производители. Деревянные предметы завод продает. Энергетические отходы, например пластиковые бутылки, измельчают, а после сжигают – на электростанциях они полностью перерабатываются в газ.
Ценность заводов по переработке мусора еще больше возрастет после того, как в Евросоюзе будет принят закон, согласно которому биоотходы в любом количестве не могут складироваться на мусорных полигонах, а должны перерабатываться на станциях компостирования, имеющихся при любом заводе. «Биологические отходы на свалки не попадают. Они используются для изготовления компоста. В воздух, таким образом, не поступает метан, который приводит к парниковому эффекту», – поясняет Хелениус. В настоящее время законопроект проходит согласование в профильных структурах ЕС, планируется, что он вступит в действие в 2015-2016 годах. Одна из основных проблем – определить границы ответственности муниципалитетов, производителей и потребителей за сбор биоотходов.
Меньше энергии – больше потребителей
Проходя мимо ворот уникального энергетического объекта – парка Katri Vala, расположенного в одном из районов Хельсинки, невозможно представить, что за ними скрывается гигантская пещера, заполненная оборудованием по производству тепловой энергии. Многие районы Хельсинки построены на скальной породе, и бизнес приноровился делать в этой породе пещеры для собственных нужд. Изначально на месте Katri Vala была естественная пещера, в которой размещался первый в Финляндии боулинг-клуб. Затем Helsingin Energia выкупила территорию, расширила пещеру и установила несколько тепловых насосов, которые производят энергию как для отопления домов, так и для кондиционирования.
Объем производимой Katri Vala энергии позволил бы полностью обеспечить, к примеру, потребности таких российских городов, как Гатчина или Выборг. Это самая крупная подобная станция в мире, говорит представитель Helsingin Energia Туро Эклунд. В целом станция производит 3% вырабатываемой в Финляндии энергии. Katri Vala свое тепло получает из канализационных вод. Система построена таким образом, что канализационные воды, которые с очистных сооружений отправляются в море, по пути перехватываются Katri Vala. Здесь насосы забирают тепло, и вода отправляется дальше по коллектору. По мнению Эклунда, Katri Vala – явное доказательство того, что создавать подобные локальные станции, например устанавливать насосы в каждом здании, не нужно: в этом случае энергопотребление вырастет минимум на 25%.
«Уговариваем людей потреблять меньше энергии. Город растет, появляются новые жители, и мы обеспечим их энергией за счет существующей инфраструктуры. Город будет развиваться. Общий спрос сохранится высоким», – прогнозирует Эклунд. Helsingin Energia намерена выйти к 2050 году на нулевой уровень выбросов углекислого газа. «Планируем переход на новые виды – биотопливо, солнечную и ветряную энергию», – поделился Эклунд. До 2020 года 20% энергопотребления в Хельсинки должно поступать из возобновляемых источников. Сейчас этот показатель составляет 8%.
Теоретически энергетики готовы полностью перейти на производство энергии из возобновляемых источников, но это нецелесообразно – много логистических проблем с доставкой и хранением сырья. «Как вариант обсуждается переработка древесины в нужных местах и передача газа по трубопроводам. Важный момент – сохранить баланс производства энергии по стране, – размышляет Эклунд. – Только за счет тепловых насосов тоже можно организовать выработку энергии, но где взять столько электроэнергии? Потребуется возвести две атомные электростанции. Поэтому на общенациональном уровне необходимо стремиться к дифференциации способов производства энергии».
Сначала общий проект
Часть тепловой энергии из Katri Vala, возможно, пойдет и в новый жилой район, который возводится на территории бывшего порта в центре Хельсинки. Здесь остались причалы для паромов, однако основные портовые мощности выведены за пределы города. Освободившаяся территория активно осваивается. В районе Яткасаари, как ожидается, будут проживать 16 тыс. человек, кроме того, здесь предполагается построить несколько десятков тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости. Муниципалитет Хельсинки стремится завершить проект к 2025 году, но итоговые сроки зависят от рынка и общеэкономической ситуации. Нужно учесть, как быстро город успеет построить инфраструктуру, понять, сколько людей будет проживать в районе и какова вероятность поступления частных инвестиций.
Low2No – это подход к проектированию и строительству жилья, который создает устойчивую архитектурную среду и предпосылки для формирования благополучной экологической ситуации в городских условиях. Цели – мониторинг выбросов углекислого газа в режиме реального времени и непрерывное снижение потребления энергии, рассказывает руководитель девелоперского направления финского инновационного фонда Sitra Маркку Инкеройнен.
Однако пилотный проект Low2No будет реализован в рамках отдельного квартала «Айрут»: это поможет быстрее оценить перспективность проекта и принять решение о внедрении данных стандартов, отмечает Инкеройнен. На 2013 год запланировано начало строительных работ. Инкеройнен уверен, что спрос на квартиры, предназначенные под аренду, обеспечен. Если спрос будет и на коммерческое жилье, квартал достроят к 2015 году.
Обеспечение энергоэффективности должно быть простым для жителей, дополняет Танели Хассинен, директор по маркетингу компании SRV, которая участвует в реализации проекта Sitra. В каждой квартире в пилотном квартале установят компьютерную систему, собирающую информацию об уровне энергопотребления и предоставляющую ее в понятном виде жителям. И потребители уже самостоятельно будут регулировать энергопотребление.
Добрая воля жителей – только одна из составляющих энергоэффективности. Сами дома будут возводиться по энергосберегающим технологиям. За счет чего можно обеспечить сокращение потребления энергии? К примеру, применяя солнечные батареи, полагает Инкеройнен. В зимнее время нужна энергия для отопления зданий, в летнее – для кондиционирования. Есть технологии накопления энергии в солнечные дни, с тем чтобы использовать ее впоследствии. Таким образом, по итогам года квартал получает сбалансированное энергопотребление. Возможно, будут введены штрафы за перерасход энергии. Это касается прежде всего коммерческих предприятий. «Необходимо изменить технологии строительства и образ жизни людей, чтобы обеспечить максимальную экологическую отдачу», – резюмирует Хассинен.
Хельсинки – Санкт-Петербург
Благодарим компанию FinnFaсts за помощь в подготовке материала