Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Судный день


Экология
574

Аномальное маловодье бассейна реки Оби грозит закрытием речной навигации уже после 18 июня, сообщил первый заместитель руководителя Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Юрий Хохлов. По его словам, это приведет к тому, что северные территории не получат до 40% необходимого объема грузов, что приведет к удорожанию товаров для конечного потребителя и существенным потерям для судоходных компаний.

Проблема была очевидна. Еще в мае администрация города Бердска из-за мало­водья притока Оби — реки Бердь — предложила перевести город на чрезвычайный режим водопотребления, ограниченный по времени. Однако тогда эта инициатива была раскритикована заместителем полпреда президента в СФО Андреем Филичевым, который справедливо отметил, что не стоит сеять панику среди жителей города-спутника Новосибирска. Причина бедствий — в маловодной весне. «Такое случалось только в 1924-м году. Тогда уровень воды в Оби в районе Барнаула был ниже минимальной отметки на 94 сантиметра, но не в марте, а в ноябре. В этом году уровень воды ниже нулевой отметки на 85 сантиметров, но к поздней осени можно ожидать чего-то хуже», — говорит директор Института водных и экологических проблем СО РАН (Барнаул) Юрий Винокуров.

В результате максимальный уровень паводка в этом году был ниже средних многолетних на 3,4–4,2 м. Причем особенно тревожная ситуация сложилась на участке Оби от Новосибирска до устья реки Томи. По словам Юрия Хохлова, если с начала навигации по всему бассейну Оби отправлено грузов не более 1,58 миллиона тонн, что составляет 57% к аналогичному периоду 2011 года, то от Новосибирска до устья реки Томи перевезено 177,9 тыс. тонн, что составляет 6,7% от запланированных объемов.

Дата 18 июня в качестве «судного дня» для речной навигации по основной водной артерии Западной Сибири тоже названа не случайно. «У нас состоялось совещание межведомственной группы, где было принято решение, что до 18 июня сохраняется сброс воды из Новосибирского водохранилища в Обь на уровне 1,2 тысячи кубометров в секунду, но после этого дня возможен переход на сброс не более 950 кубометров в секунду, что фактически обозначает прекращение всех грузовых и пассажирских перевозок», — заявил Хохлов. Проблема теоретически может быть решена проведением дноуглубительных работ, однако на практике это почти невозможно из-за каменистого дна Оби на основных судоходных участках. По мнению ученых, на природу надеяться также не стоит. «Ледники второй волны паводка не дадут: вода не выйдет на пойму, вряд ли пополнит грунтовые горизонты», — констатирует Юрий Винокуров.

Последствия этой проблемы многообразны. Для компаний, занимающихся речной навигацией (прежде всего Новосибирский речной порт, Томская судоходная компания, «Алтайречфлот») это означает срыв контрактов (которые были заключены еще зимой, когда, понятно, никто не предвидел маловодье) и весьма тяжелые финансовые потери. Непосредственно на себе почувствуют срыв навигации и жители северных территорий: необходимость северного завоза никто не отменял, поэтому грузы придется доставлять другими видами транспорта (прежде всего авиацией), что приведет к их существенному удорожанию. Пока трудно спрогнозировать, как это скажется на крупнейших городах, водоснабжение которых целиком зависит от стока Оби — прежде всего Новосибирска и Барнаула. Дело не только в том, что уровень воды на водозаборах вплотную приблизился к минимальному. Важен и фактор качества. «Когда воды в реке меньше, ее состав хуже — за счет тех сбросов, которые все-таки туда попадают. Воды для технического и питьевого водоснабжения становится меньше, а качество ее ухудшается до грани допустимого», — говорит Винокуров.

И, наконец, сельское хозяйство. Как известно, большая часть мелиоративных систем сегодня ликвидирована, и урожайность напрямую зависит от естественного орошения. Конечно, без зерна регион не останется, но упадут урожаи особо ценных твердых сортов пшеницы, пригодной для мукомольной и макаронной промышленности. Что означает дополнительные траты пищевиков и рост цен на соответствующие товары.