В 1990-е многие подшучивали над тогда уже бывшими советскими домохозяйками, которые стирали полиэтиленовые пакеты и сушили их, как белье, на веревке. Мол, зачем их стирать, если можно взять новый?
Новое время — новые шутки. Недавно довелось услышать рассказ о том, как один человек купил в магазине наушники и не сумел вскрыть пластиковую упаковку. Пришлось вернуться в магазин, чтобы купить ножницы. Но вот беда, они тоже были запакованы в пластик, и эту упаковку он тоже не смог вскрыть. Смешно? С одной стороны — да. Но с другой стороны, в последнее время становится понятно, что с пластиковой упаковкой случился какой-то перегиб. Причем не на местах, а в глобальном масштабе.
По данным Transparency Market Research, сейчас в мире ежегодно производится около 32 млн тонн гибкой пластиковой упаковки (пакеты, однослойная и многослойная упаковочная пленка). К 2024 году прогнозируется рост до 35 млн тонн. Наиболее быстрыми темпами производство гибкой упаковки растет в странах АСЕАН — в два с лишним раза быстрее, чем в Европе.
Пластик на распутье
Согласно исследованию Высшей школы государственного администрирования (ВШГА) МГУ имени М. В. Ломоносова, гибкая полимерная упаковка занимает более 60% всего отечественного рынка потребительской упаковки (свыше 500 тыс. тонн ежегодно). Как отмечается в документе, сегодня есть три основных подхода к решению задачи уменьшения этого объема.
Первый — запретительный: использование гибкой упаковки в пищевой промышленности и розничной торговле полностью запрещается. Второй — промежуточный: запрещается лишь распространение (платное и бесплатное) полиэтиленовых пакетов для транспортировки покупок (пакеты из прикассовой зоны). И третий — вторресурсный, предусматривающий применение различных мер для того, чтобы стимулировать глубокую переработку пластиковых отходов.
Аналитики ВШГА просчитали и последствия применения каждого из вариантов. Первый обернется снижением объемов производства в химической промышленности на 691 млрд рублей за пять лет.
Кроме того, полный запрет может привести не только к необходимости инвестиций в установку новых упаковочных линий, но и к уменьшению сроков хранения продуктов питания, а также к росту логистических затрат поставщиков и продавцов продовольствия из-за увеличения объема и веса альтернативных типов упаковки. «Реализация данного сценария сведет к нулю подлежащие захоронению отходы гибкой полимерной упаковки, однако многократно увеличит объем отходов других типов упаковки, а также создаст условия для роста пищевых отходов», — предупреждают авторы доклада.
Промежуточный сценарий также приведет к снижению объема производства, но потери окажутся более щадящими — около 90 млрд рублей. В этом случае годовой объем отходов гибкой полимерной упаковки к 2024 году должен снизиться на 12%, но при этом увеличится объем бумажных отходов. «Дополнительное отходообразование бумаги составит порядка 1,15 млн тонн на следующий год после введения запрета на пластиковые пакеты», — отмечается в выводах исследования