Полтора года назад, после ратификации его Россией, в силу вступил Киотский протокол, принятый еще в 1997 году в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Целью протокола является снижение темпов глобального потепления, которое, как считает большинство ученых-климатологов, связано с антропогенной деятельностью. Протокол определил количественные обязательства стран-участниц по сокращению выброса в атмосферу 6 основных парниковых газов, самыми распространенными из которых являются диоксид углерода (углекислый газ), метан и закись азота. В период с 2008 по 2012 год планируется сократить глобальную эмиссию вредных газов на 5,2% по сравнению с 1990 базовым годом.
Право на квоту
Основные обязательства по сокращению взяли на себя развитые индустриальные страны (например, Япония и Канада должны сократить свои выбросы на 6%, Европейский союз – на 8). Страны с развивающимися рыночными экономиками, такие как Россия, Украина, обязались сохранить объем выбросов на уровне базового года. Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, не взяли на себя никаких базовых обязательств. Некоторые страны решили не присоединяться к протоколу вообще, например Соединенные Штаты и Австралия, а выработать собственные правовые и экономические механизмы регулирования загрязнения атмосферы.
Киотский протокол определил для каждой страны-участника определенную начальную квоту на выброс парниковых газов, количество газов, которое государство вправе осуществлять без каких-либо санкций со стороны, бесплатно – так называемое эмиссионное право. Предполагается, что страны-участники, взявшие на себя обязательства по сокращению, будут добиваться этого в первую очередь за счет внедрения передовых технологий, модернизации уже существующих производств, ужесточения природоохранного контроля, развития нетрадиционных возобновляемых источников энергии, использования новых видов топлива.
Если государство или отдельное предприятие не в состоянии добиться достижения своих обязательств через повышение эффективности производственных процессов, в Киотском протоколе заложены механизмы гибкости. Их цель, во-первых, предоставить развитым странам-участницам экономические возможности в выполнении взятых на себя обязательств и, во-вторых, предоставить странам-участницам с развивающейся экономикой возможность привлечь крупные инвестиционные капиталы для реализации природоохранных проектов на своих территориях.
Предусмотрены три основных механизма. Прежде всего, это проекты совместного осуществления. Они предполагают полное или частичное сокращение выбросов парниковых газов на территории одного государства, взявшего обязательства по сокращению, за счет инвестиций другого обязанного государства. Во-вторых, это проекты чистого развития, где сокращение эмиссии с территорий развивающихся стран, для которых не установлены ограничения на выбросы, осуществляется за счет инвестиций из развитых стран. И последний механизм (его использование до определенной степени инкорпорирует в себя два предыдущих) – торговля квотами на выбросы, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выброс парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках.
Торговля горячим воздухом
Подписание и последующая ратификация Киотского протокола положили начало стремительному развитию нового вида рынка – рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов (он же – углеродный рынок, рынок эмиссионных квот, рынок эмиссионных сертификатов, рынок парниковых услуг). На нем покупатель приобретает право на дополнительный к гарантированному эмиссионным правом выброс парниковых газов. Специфика участников этого рынка и предлагаемого на нем товара такова, что специалисты сходятся во мнении, что он с момента своего появления уже нес в себе черты не национального, а глобального международного образования.
Вместе с тем уже возникли и развиваются локальные системы торговли квотами в Европейском союзе (в проводимых там аукционах еженедельно принимают участие до 12 тысяч компаний), странах СНГ и Юго-Восточной Азии. Продавцы на этих торговых площадках в первую очередь представлены странами с избыточным объемом квот на выброс парниковых газов в лице уполномоченных государством коммерческих структур либо самих промышленных предприятий, эти излишки накопивших. Покупателями в большинстве случаев выступают крупные промышленные предприятия, которые стремятся таким путем снизить риски потери своей прибыли вследствие нарушения природоохранного законодательства.
Так как продавцами и покупателями эмиссионных сертификатов могут быть все без исключения участники рынка, а потребность и наличие товара наблюдаются по всему миру, это дает экономистам основание говорить об эмиссионных квотах как универсальном товаре. Как считает и.о. председателя правления Энергетического углеродного фонда РАО «ЕЭС России» Михаил Роганков, у этих рынков большое будущее. «Они будут высокоэффективны, поскольку выбросы парниковых газов оказались весьма удобным мерилом разнородных мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению. Это как бы еще одна мировая валюта», – говорит он.
Торговля разрешениями на загрязняющие выбросы в атмосферу не является новым явлением в бизнесе. Так, с середины 1980-х годов в США торгуют квотами на выброс свинца, который происходит при сжигании бензина. Там же развит рынок эмиссионных сертификатов на диоксид серы. Главное отличие рынка торговли квотами «докиотского» периода в том, что он имел локальный масштаб, в него не допускались иностранные игроки. Идя в ногу со временем, в США в 2002 году открылась первая углеродная биржа – Чикагская климатическая.
Текущее состояние и некоторые тенденции
По данным Всемирного банка, в 2005 году совокупная сумма сделок на рынке эмиссионных квот составила свыше 10 млрд долларов. Но уже за первую четверть 2006 года было совершено финансовых операций на сумму порядка 7,5 млрд долларов. Наблюдаемая тенденция дает специалистам основания предполагать, что в 2006 году этот новый финансовый рынок будет стоить не менее 25–30 млрд. Если в прошлом году стоимость одной условной тонны парникового выброса составляла в среднем 7,23 доллара, то уже к апрелю 2006-го она выросла до 11,45 доллара. Лидировала по продажам эмиссионных квот Китайская Народная Республика. Среди покупателей эмиссионных сертификатов доминировали европейские и японские частные компании.
Еще недавно на углеродном рынке преобладали посредники, такие как углеродные фонды, эмиссионные брокеры и консультанты. 2005 год стал свидетелем возникновения на рынке парниковых услуг биржевых площадок и аукционов. Возникновение этих двух механизмов отразило стремление участников рынка к упрощению финансовых трансакций, уменьшению торговых рисков и увеличению прозрачности процессов ценообразования.
На рынке Евросоюза в настоящее время оперируют 6 специализированных углеродных бирж, на которые приходится около половины торгов европейскими эмиссионными квотами. Среди этих бирж порядка 70–80% сделок приходится на Европейскую климатическую биржу. В недалеком будущем начнут функционировать биржи в Италии и Польше. На европейских биржах представлены 6–8 традиционных крупных брокеров плюс все возрастающее количество мелких посредников, которые начали свои операции после запуска схемы эмиссионной торговли Европейского союза. Крупные брокеры представлены в основном инвестиционными банками и хеджевыми фондами. Банки часто представляют интересы крупных промышленных предприятий и отраслевых групп, многие из которых не обладают опытом ведения биржевых операций.
Недавно об учреждении собственной площадки по торговле квотами на выбросы парниковых газов объявило правительство Бразилии. Сходная торговая площадка – New South Wales market – уже успешно функционирует в Австралии.
В ожидании роста
Самый первый аукцион по торговле эмиссионными квотами Евросоюза провело правительство Ирландии в феврале 2006 года. Было продано 250 тыс. эмиссионных сертификатов по 26,3 евро за каждый. Покупатели позже перепродали свои квоты через Европейскую климатическую биржу по цене 27,15 евро за штуку. Четыре аукциона провела Азиатская климатическая биржа (ACX-Climex). Здесь стоимость одной условной тонны парниковых газов колебалась от 3,30 до 11,75 евро.
Динамика цен на этом рынке будет во многом зависеть от дальнейшего расширения или сокращения числа стран, подписавших Киотский протокол, как тех, кто продает квоты, так и тех, кто их покупает. Эксперты уверены, что, например, присоединение к Киото США приведет к резкому увеличению рыночной стоимости условной тонны парникового газа. По прогнозам экономистов, она может колебаться в пределах 10–50 долларов за тонну при общем объеме спроса в 10–15 млрд тонн. По некоторым оценкам, Евросоюз готов платить России до 20 евро за каждую тонну сэкономленных эмиссий.
Главной экономической угрозой рынку эмиссионных квот будет, как ни парадоксально, успешное выполнение странами-участницами пунктов протокола, который этот рынок породил. Если общемировой уровень выбросов вредных газов в атмосферу будет оставаться на прежнем уровне или сокращаться, это неизбежно приведет к стабилизации рынка и снижению цен. Другими факторами, влияющими на количество и объем договоров купли-продажи, являются величина излишков квот на выбросы, потребность отдельных предприятий в таких квотах и регулирующая деятельность со стороны государств и наднациональных образований. Специалисты убеждены, что поскольку сам механизм продажи квот создавался на межгосударственном уровне, его эффективность и степень распространения напрямую зависят от регулирующих мероприятий государственных национальных и наднациональных международных организаций.