Существует прямая зависимость между масштабом деятельности предприятия и тем уроном, который оно наносит окружающей среде. Еще одна закономерность состоит в том, что наибольший ущерб природе причиняют предприятия, обеспечивающие экономическое развитие большинства регионов страны. Ведь самыми проблемными с точки зрения экологии являются такие отрасли, как энергетика, химия и нефтехимия, металлургия и машиностроение. Вполне логично, что на плечи компаний, работающих в этих отраслях, должна ложиться основная нагрузка по реализации природоохранных проектов.
Казалось бы, с точки зрения бизнеса затраты на экологию можно рассматривать исключительно как дополнительный вид издержек, рост которых ведет к повышению себестоимости конечного продукта. Однако практика ряда российских компаний, многие из которых ориентированы на глобальные рынки, свидетельствует о том, что экологические программы постепенно становятся важным объектом инвестиций, способных приносить немалые дивиденды. Вкладывая деньги в экологическую безопасность, предприятие не только подчиняется требованиям закона, но и получает ощутимый маркетинговый эффект. На международном рынке имидж экологически благонадежного бизнеса является одним из ключевых условий конкурентоспособности. Осознание этого факта приводит к тому, что от разовых природоохранных мероприятий компании постепенно переходят к внедрению систем регулярного экологического менеджмента.
Советское наследство
Первым мотивом к усилению активности отечественных компаний в сфере природоохранных мероприятий являются требования российского экологического законодательства, основы которого были заложены еще в советское время. Как отмечают представители опрошенных корреспондентом «Эксперта С-З» компаний, эти требования – достаточно жесткие. «В ряде аспектов нормы российских природоохранных законов более строгие, чем в Европе и Северной Америке», – утверждает директор департамента экологии и охраны профессионального здоровья ОАО «СУАЛ-Холдинг» Елена Лебедева.
Однако в советское время деятельность предприятий далеко не всегда организовывалась в строгом соответствии с требованиями закона. Поэтому сегодняшние владельцы постсоветских производств во многих случаях вынуждены создавать системы экологической безопасности практически с нуля.
Одно из направлений работ в сфере экологии – программы по снижению влияния производственной деятельности на окружающую среду. Реализация этих программ связана со строительством новых и модернизацией старых мощностей по переработке и хранению промышленных отходов. Об одной из таких программ корреспонденту «Эксперта С-З» рассказал начальник отдела промышленной безопасности и охраны труда ОАО «МХК „ЕвроХим“» Владимир Львов. По его словам, компания помимо других экологических проектов вложила около 100 млн рублей в создание полигона для сухого хранения фосфогипса (конечный отход переработки фосфатного сырья, используемого для производства минеральных удобрений).
Инновации против отходов
Впрочем, мероприятия по обработке и безопасному хранению отходов производства будут отчасти лишены смысла, если компания не позаботится о снижении количества самих отходов. Решить эту задачу невозможно без радикальной модернизации производственных процессов. Результат внедрения современных технологий производства, как правило, проявляется в двух аспектах. Во-первых, компания снижает объем потребления природных ресурсов (использование ресурсов рассматривается как косвенная нагрузка на окружающую среду). Во-вторых, новейшие технологии в большинстве отраслей разрабатываются с учетом экологических стандартов, поэтому их применение позволяет существенно снизить степень техногенного воздействия на природу.
В последние годы модернизацией производства активно занимается все большее число крупных российских предприятий. В частности, ГК «СУАЛ-Холдинг» внедрила усовершенствованную технологию электролизного производства. В результате с 2002-го по 2005 год удельные выбросы парниковых газов снизились почти на 15%. Важно отметить, что объем производства за этот период вырос более чем на 8%. С 2005 года масштабную программу технического перевооружения реализует Архангельский ЦБК. Программа включает в себя план строительства нового древесноподготовительного цеха и биржи древесного сырья. Осуществление этого проекта позволит перейти на технологию сухой окорки древесины, благодаря чему объем сброса загрязняющих веществ в Северную Двину снизится более чем на 25%.
Внедрение систем экологического менеджмента аналогично развертыванию программ менеджмента качества
Примечательно, что в сфере подготовки программ технологического совершенствования бизнес активно сотрудничает с научно-исследовательскими учреждениями. Так, программа модернизации электролизного производства «СУАЛа» была разработана Сибирским проектным институтом СибВАМИ (в 2001 году этот институт вошел в состав холдинга). В списке партнеров компании значатся также химический факультет МГУ, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина и другие.
Затраты компаний на экологические проекты в ряде случаев растут пропорционально увеличению объемов производства. Так, инвестиции компании «ЕвроХим» в охрану окружающей среды с 2001-го по 2005 год выросли почти в 20 раз (с 27 до 534 млн рублей). Стоимость экологической программы ОАО «Архэнерго» только в 2006 году составит порядка 13 млн рублей. Другие крупные компании называют не менее значительные цифры.
Управляемая экология
Как отмечают представители опрошенных нами компаний, эффективность этих затрат заметно снижается, если природоохранные мероприятия не интегрированы в общий процесс управления бизнесом. Не случайно все большее распространение получают так называемые системы экологического менеджмента (СЭМ). Их внедрение, по сути, аналогично внедрению систем менеджмента качества. Занимаясь менеджментом качества, компания должна установить четкую взаимосвязь между бизнес-процессами: необходимо, чтобы на качество были ориентированы все подразделения, а не только сотрудники, непосредственно занятые изготовлением продукта. Точно так же каждое подразделение должно научиться соблюдать экологические стандарты.
Формирование любой новой привычки сложно для коллектива, поэтому одно из главных направлений деятельности компаний при внедрении СЭМ – работа с персоналом. В ГК «СУАЛ», например, создана специальная служба, в задачи которой входит обучение сотрудников правилам экологической безопасности. Эта же служба занимается разработкой регламентов, определяющих порядок взаимодействия сотрудников и их ответственность за несоблюдение норм природоохранного законодательства. Аналогичные шаги предпринимает «ЕвроХим»: сейчас он проводит подготовку штата внутренних аудиторов, которые будут осуществлять ежеквартальные технические проверки на всех предприятиях группы. На основе информации, полученной в ходе проверок, аудиторы совместно с начальниками цехов и инженерами будут разрабатывать мероприятия по предотвращению выявленных экологических угроз.
И «СУАЛ», и «ЕвроХим» периодически привлекают внешних контролеров. В частности, для «СУАЛа» функции экологического аудита осуществляет Международный институт алюминия, который обобщает и анализирует экологические показатели всех алюминиевых компаний мира.
Рынок уважает «зеленых»
Стоит отметить, что сотрудничество с зарубежными аудиторами далеко не случайно. Усилия крупных компаний в сфере реализации экологических программ не могут объясняться исключительно стремлением соблюсти нормы российского природоохранного законодательства и требования российских же проверяющих органов. «Благонадежный экологический имидж компании – одно из обязательных условий успешных взаимоотношений с западными партнерами, – комментирует Елена Лебедева. – В условиях современного рынка „незеленый“ продукт имеет мало шансов быть реализованным». «СУАЛ» разрабатывает все экологические программы в соответствии с требованиями международной системы ISO14001, которая внедрена и сертифицирована на большинстве предприятий холдинга. Холдинг планирует завершить процесс сертификации в 2007 году. Аналогичные шаги предпринимают и во многих других крупных компаниях.
С одной стороны, внедрение международных систем экологического менеджмента направлено на достижение имиджевого эффекта, поскольку наличие международного сертификата – обязательное условие для успешной работы на международном рынке. С другой стороны, опыт зарубежных и ряда отечественных компаний показывает, что внедрение СЭМ позитивно влияет на бизнес-процессы, создавая, таким образом, предпосылки для более успешного функционирования предприятия.
Санкт-Петербург