За последние три года доля КНР в мировых выбросах углекислого газа выросла с 13 до 17% — больше только у США, и, по прогнозам Международного энергетического агентства, этот показатель к 2030 году вырастет до 25%. Многие города страны уже сегодня одни из самых загрязненных (по качеству воздуха) в мире, а качество поверхностных вод из года в год ухудшается из-за роста выбросов неочищенных промышленных и муниципальных стоков. На 30% территории страны выпадают кислотные дожди.
В последние годы в Китае участились аварии на промышленных объектах, приводящие к серьезному загрязнению воды и воздуха. Так, в ноябре 2005 года в результате взрыва на нефтехимическом заводе произошла утечка нитробензина в воды реки Сунгари. В результате на протяжении пяти дней город Харбин (с населением более 4 млн человек) был отключен от водоснабжения. В начале декабря 2005 года загрязнение из Сунгари попало в воды Амура, в результате чего отключения водоснабжения затронули российские города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Аварии меньшего масштаба происходят в Китае практически еженедельно. Однако из-за того, что не затрагивают интересов соседних государств (как произошло в случае с загрязнением Сунгари и Амура), информация о них часто замалчивается.
И вот на днях глава Национальной комиссии развития и реформ КНР Ма Кай объявил о серьезных изменениях в области регулирования энергетики и экологии. Уже в 2007 году Китай собирается ввести свободные цены на энергетическое сырье (отказавшись, таким образом, от субсидирования внутреннего рынка), повысить отдельные экспортные пошлины и ограничить инвестиции в некоторые отрасли экономики. Компаниям, работающим в энергоемких и экологически вредных отраслях, придется больше платить за воду и электроэнергию. Кроме того, этим компаниям станет сложнее получать кредиты на расширение производства.
А вице-спикер Народного конгресса Китая Ван Вэйчен объявил о планах восстановления министерства энергетики, ликвидированного в 1993 году. Сейчас вопросы регулирования энергетическим хозяйством находятся в ведении Комиссии развития и реформ, причем энергетический департамент испытывает постоянный дефицит кадров. По этой причине Китаю так и не удается достичь целей по энергосбережению и сокращению выбросов парниковых газов и оксидов азота и серы. В середине марта премьер КНР Вэнь Цзябао, как ожидается, обратится к Народному конгрессу с выступлением, в котором уделит немало внимания этой проблеме. Премьер предложит законодателям ряд инициатив, направленных на энергосбережение и сокращение выбросов.
Таким образом, в начале 2007 года пекинские власти начали озвучивать конкретные меры в рамках программы повышения энергоемкости и экологичности экономического развития страны.
Об этих проблемах в Пекине озаботились сравнительно недавно, лишь в последние годы, после того, как оценили их негативное влияние на экономику страны. Так, в сентябре 2006 года китайские власти впервые опубликовали отчет «Зеленый ВВП», составленный совместно природоохранным и статистическим ведомствами Китая. По его оценкам, загрязнение воды и воздуха в 2004 году создало отрицательный экономический эффект в 64 млрд долларов, что эквивалентно 3,1% ВВП страны. Кроме того, стоимость очистки атмосферы и воды составила 36 млрд долларов (1,8% ВВП). Экстраполяция темпов экономического роста показывает, что в 2007 году негативный экономический эффект от экологических проблем превысит 130 млрд долларов.
Как отмечают авторы отчета, на самом деле негативный вклад экологических проблем в китайскую экономику гораздо больше. К примеру, неоцененным осталось загрязнение почв и подземных вод. «Если в “Зеленом ВВП” учесть не только загрязнение и стоимость очистки выбросов, но и сокращение природных ресурсов — полезных ископаемых, земель, лесов, вод и так далее, то масштаб экономических потерь будет гораздо серьезнее», — в сентябре прошлого года в Пекине рассказал «Эксперту Online» вице-президент Китайской академии экологического планирования Ван Цзиннан. По его оценкам, Китай должен инвестировать в очистные и природоохранные технологии 135 млрд долларов в год, чтобы полностью ликвидировать негативное воздействие загрязнения на экономику.
Кроме того, являясь вторым крупнейшим (после США) потребителем энергоресурсов в мире, Китай использует их неэффективно: для производства единицы ВВП в КНР используется в 4--6 раз больше энергоресурсов, чем в развитых странах. Год назад премьер Вэнь Цзябао объявил о планах к 2010 году сократить энергопотребление на производство единицы ВВП на 20%, а выбросы парниковых газов – на 10%. Однако по результатам 2006 года стало ясно, что достичь этого не удастся: в прошлом году энергосбережение составило всего 1,23% вместо запланированных 4%. Эксперты полагают, что цель, без использования новых мер, достигнута не будет. Именно поэтому сейчас появились сообщения о планах свободных цен на энергоресурсы и повышения тарифов на электроэнергию и воду для главных загрязнителей. «Хотя китайские власти пытаются сбалансировать экономический рост и эффект на окружающую среду, действительность сегодня такова, что такой баланс потребует замедления экономики. Лишь применение ограничительных мер для развития тех секторов, из-за которых особенно быстро растет загрязнение, – от металлургии и химии до текстильной или угольной энергетики – позволит правительству достичь экологических целей. «Но это приведет к замедлению темпов роста, так как эти компании будут вынуждены инвестировать в очистные сооружения и современные экологичные технологии, а не в новые производственные мощности, а их издержки вырастут из-за роста тарифов на энергоресурсы», -- рассказала «Эксперту Online» Лю Йийи, экономист лондонского института Chatham House. По оценкам экономистов, это означает темпы роста не более 7--8% ежегодно. В 2006 году экономика Китая выросла на 10,7%.