После сухого холода в начале января и последовавшей за морозами почти весенней оттепелью начинается новая волна похолодания. Это произойдет в ближайшие пять дней, включая 19 января. Ночные температуры достигнут –9-4°, а на Крещение – так и вовсе местами –19°, днем от –5° до 0°. Как и положено, крещенские морозы на своем месте.
А снега в эти дни не ждите. Как сообщил сегодня директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд, осадки выпадут лишь 20-21 января, причем на западе московского региона – более интенсивные. По словам ученого, сюда распространится область низкого давления с запада. Она-то и принесет долгожданный снег.
В известной мере снежно станет в конце января, ну а февраль не удивит – он будет близок к норме как в отношении осадков, так и по температуре. Климатическая норма для второго месяца года –7°. Но сюрпризы не исключены, ведь климатическая норма – это среднемесячное значение, притом по ряду лет. Неустойчивый последний месяц зимы может подарить и редкие спады до –20°, и длительные интервалы с +7°. Но зато снега в феврале на севере европейской части России будет «близко к норме и больше», а на юге – «близко к норме и меньше». А это очень похоже на очередное подтверждение факта глобального потепления: в умеренных и высоких широтах становится влажнее, а в низких – засушливее.
Роман Вильфанд не склонен усложнять жизнь: «В нынешней ситуации с погодой нет ничего необычного: в течение зимы изменчивость погоды в два раза больше, чем летом». Сначала мощный скандинавский антициклон одел нас в шубы и поставил на коньки, не дав опробовать лыжи, а теперь он ушел на юг, где морозит озимые, присыпанные снегом лишь на 2 см. Затем на север европейской части России пришел теплый и сухой воздух со Средиземного моря. И до сих пор никак не может остыть и насытиться влагой. В результате сложилась необычная ситуация, признается Вильфанд: на севере температура воздуха вот уже который день выше, чем на юге, причем на 8-10°. Если в Питере от 0° до +5°, то в ЮФО –15-12°. Ну а аномалии отмечены в традиционно теплых Астраханской и Ростовской областях – до –30-28°.
Распределение снега тоже необычно: западнее 40-го градуса восточной долготы снега почти нет, восточнее – есть и даже слишком, более 30-40 см. А это значит, что, скажем, в Краснодарском крае слой снега не превышает 3 см, а на самом востоке соседнего Ставропольского – сугробы. Озимым без снега плохо, хотя в житницах страны ситуация, по данным агрометеорологов, «некатастрофична»: чтобы окончательно поставить крест на озимых, нужно длительно выдерживать их при –14°. А такого пока нет. К тому же они прошли закаливание в ноябре, когда свежие всходы то и дело овевало волнами прохладного воздуха.
Снега мало, но по поводу снабжения водой московского региона пока рано бить тревогу. Лето и сентябрь были засушливыми, октябрь и ноябрь выдали осадков более нормы, а декабрь – недодал 75% осадков. На январь тоже надежды мало, февраль и март обещают стать традиционными. Не факт, что будут проблемы с наполняемостью подмосковных водохранилищ: все зависит от того, как пойдет снеготаяние. Если ясная сухая погода, то лежащий снег может испариться и не попасть в водоемы. Если влажная и пасмурная, он перекристаллизуется, набухнет и стечет, как ему положено, в русла и чаши. Этот прогноз будет дан гидрометеорологами ближе к весне, поскольку долгосрочные прогнозы, как правило, не оправдываются.
Мы еще очень мало знаем о природе вещей. На сегодняшний день известно: да, потепление есть. Межправительственная группа экспертов по изменению климата представила в ноябре 2007 года доклад, где мировые знания специалистов собраны и обобщены. Итак, наиболее вероятно, что глобальная температура повышается. Главный фактор потепления – антропогенная деятельность или, как выражаются эксперты Межправительственной группы, эмиссия парниковых газов. Природная составляющая глобального потепления очевидна для человечества в гораздо меньшей степени.
Достоверно известно лишь одно: за последние 8-9,5 млрд лет уже происходили потепления и похолодания, причем более существенные, чем ныне. Но все это шло эволюционно, за тысячелетия. Но за последние 150 лет температура повысилась на 1,5°. А в последние 25 лет темпы прироста глобальной температуры таковы, что ученые называют их революционными. Так, по словам Романа Вильфанда, в России 2007 год оказался самым теплым за весь 118-летний период наблюдения, причем в большинстве регионов на 1-2°, а в Сибири – на 3-4°. Для Москвы 2007 год стал также самым теплым за весь период наблюдения.
Совершенно очевидно, что хозяйственная деятельность – причина такого ускорения разогрева планеты. И, скорее всего, сегодня антропогенный фактор накладывается на природные колебания температуры, причем на восходящую составляющую. Именитые ученые утверждают, что мы близки к максимуму природной синусоиды, и ждут в ближайшем историческом будущем, что температура будет снижаться. Однако не факт, что природная составляющая окажется более мощной, чем антропогенная. Не исключено, что они в определенный момент уравновесят друг друга, и разогрев атмосферы прекратится. Но с таким же успехом возможны и другие варианты. А человечеству надо адаптироваться к тому, что есть уже сейчас.
Одни специалисты по глобальному климату предлагают распылить аэрозоли, чтобы они поглощали солнечную радиацию и поверхность Земли не нагревалась. Другие – запустить зеркала, чтобы они отражали свет нашей звезды и опять же атмосфера не грелась. Третьи – выдвигают идею распыления железосодержащих веществ над океаном, чтобы запустить процесс роста планктона, который будет дышать и поглощать парниковые газы, перегревающие планету. Все это предметы для дополнительного изучения теоретиков.
А у метеорологов-практиков в реальности есть лишь несколько точек опоры:
– 3 тыс. океанологических станций зондируют океан, исследуя его параметры от дна до поверхности так, что уже через 15 лет, по словам Вильфанда, мы будем знать об океане так же много, как и об атмосфере. А всем известно, что климат формируется прежде всего в результате взаимодействия океана и атмосферы;
– 900 автоматических метеостанций, оснащенных по последнему слову науки, с модернизированными системами коммуникаций, будут установлены в нынешнем году на всей территории России. А это хорошая альтернатива нынешним метеостанциям, не работающим без наблюдателя, как правило, древнего старичка с рейкой и блокнотом, согласного за мизерную плату трижды в день снимать показания в метеобудке;
– пять метеоспутников будут в ближайшие годы выведены на орбиту: одни из них – уже в середине 2008 года. Это будет первый геостационарный аппарат, который зависнет над экватором в районе 76-го градуса восточной долготы, чтобы непрерывно отслеживать атмосферные процессы на всей азиатской территории России. Второй спутник – тоже на геостационарной орбите, предназначен для ЕТР. Три других запустят позже, это будут полярные орбитальные станции. Глобальный охват и высокое разрешение, утверждают метеорологи;
– и несколько доплеровских радаров для исследования толщи атмосферы, изучения структуры вихрей и прогнозирования развития и движения смерчей.
Все это дорогое и сложное оборудование нужно для повышения точности прогнозов погоды. Ученые получают больше данных, узнают новые детали о формировании погоды, совершенствуют математические модели, по которым ведут расчеты. В результате ошибок в прогнозе меньше. А простому человеку – реальная польза: по крайней мере, подскажут, брать с собой зонтик или нет.