Восьмого декабря 2007 года Российским национальным комитетом Международной торговой палаты — Всемирной организации бизнеса (ICC Russia) совместно с медиа-холдингом «Эксперт» был проведен международный круглый стол на тему «Экологическая ответственность: от издержек к прибыли». В качестве специальных докладчиков на этом достаточно неформальном мероприятии выступили председатель консультационного совета Citigroup, экс-глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон и сэр Николас Стерн, советник правительства Великобритании по вопросам экономики изменения климата и развития, в недавнем прошлом — глава экономической службы кабинета Тони Блэра. С российской стороны одним из ведущих участников круглого стола был председатель ICC Russia, председатель наблюдательного совета компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска.
Насчет «прибыли», заявленной в теме, пока не все ясно. Хотя, если даже американский венчур (см. график) и такие знаковые для фондового рынка корпорации, как Google и НР, вкладываются в «чистые» технологии, новый тренд мирового НТП может серьезно «позеленеть».
Что это? Очередная пиар-программа или реальные схемы изменения правил ведения бизнеса? Обратимся к западному опыту: по итогам недавнего опроса генеральных директоров 500 крупнейших компаний мира, проведенного PricewaterhouseCoopers, 79% респондентов считают ключевым фактором обеспечения прибыльности своей компании ее экологическую активность. Аналитики заговорили о том, что экологические мероприятия, проводимые в рамках корпорации, способствуют росту ее капитализации. Ну что ж, по крайней мере, это любопытно, и отечественным капитанам индустрии стоит к мировому тренду присмотреться повнимательней.
Элита зеленеет
Надо понимать, что экологическая шумиха последних десятилетий вызвана отнюдь не только заботой о сохранении окружающей среды, но и вполне прагматичными политическими и экономическими интересами. С насыщением традиционных потребительских рынков, окончанием холодной войны и исчезновением абсолютной угрозы, очевидной всему обществу, трудно найти более удачный способ стимулировать потребительскую активность населения и инновационную активность государства и бизнеса, чем озаботить всех экологической проблематикой.
Круглый стол лишний раз продемонстрировал, что элиты развитых стран, похоже, приходят к консенсусу по поводу того, где искать идеологию управления развитием мирового хозяйства на ближайшие десятилетия. В зоне их пристального внимания находятся следующие парадигмы: экологическая, ресурсо- и энергосберегающая, повышение качества жизни, связанное со здоровьем и безопасностью, а также увеличение продолжительности жизни. Мы применяем множественное число к слову «парадигма», потому что единой идеологии пока не сформировано, но заказ на ее формирование уже есть.
Не так важно, под каким соусом это блюдо сегодня подается (глобальное потепление, исчерпание ресурсов и тотальный энергетический кризис, высокая вероятность техногенных катастроф, новые болезни, демографическое давление стран треть