Арктика — край, безусловно, суровый, но и очень уязвимый. Короткий период вегетации растений и активной фазы жизнедеятельности микроорганизмов, насекомых и животных резко снижает способность местной природы быстро восстанавливаться, самоочищаться и накапливать биомассу. Отсюда всем известный факт: след от гусениц вездехода, прошедшего по летней тундре, зарастает не менее сорока лет.
В советские времена этот факт любили приводить в публичных выступлениях, мол, надо беречь тундру. Но поступали ровно наоборот: нефть и газ добывали любой ценой. В результате заброшенные скважины, скопившийся промышленный мусор, искореженный поверхностный слой тундры, измененные миграционные пути оленей. Уже в наше время с такой же философией прокладывали газопровод Мессояха—Норильск. Не самая длинная труба — 280 километров, — а почвенно-растительный покров повредили на площади 70 тысяч гектаров.
Триединая задача
«Отношение к окружающей среде нужно менять коренным образом, и мы это делаем. Арктика, прежде всего Ямало-Ненецкий автономный округ, — на пороге мощного рывка в своем промышленном, экономическом развитии. При новых темпах освоения региона требования экологичности производства и безопасности — основа, на которой строится все остальное», — говорит губернатор округа Дмитрий Кобылкин.
ЯНАО и сегодня уже является главной энергетической опорой страны. Здесь ежегодно добывается примерно 90% российского газа, что составляет около 20% мировой добычи. А его разведанные запасы достигают четверти мировых. На полуострове Ямал и в прилегающих акваториях уже открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные и предварительно оцененные запасы газа которых составляют порядка 16 трлн кубометров, прогнозные — около 22 трлн, запасы конденсата — 230,7 млн тонн, нефти — 291,8 млн тонн.
На очереди стоит разработка запасов полезных ископаемых Полярного Урала, где сосредоточены хромовые и марганцевые руды, редкие металлы, молибден, фосфориты, золото, платина и многое другое. Разработка залежей хромовых руд — примерно 620 млн тонн — позволила бы России полностью удовлетворить свои потребности, которые составляют около 800 тыс. тонн в год, а сегодня ввозятся из-за рубежа.
Масштабы транспортного и промышленного строительства в ЯНАО также возрасту в разы, чтобы удовлетворить темпы развития экономики региона и рост численности населения (к 2020 году оно увеличится на 10%).
Какой ущерб будет нанесен природе, если не заниматься ее охраной методично и всерьез, можно представить. Например, одна буровая установка за год работы выбрасывает в окружающую среду 2 тонны углеводородов, 8 тонн угарного газа, 5 тонн сернистого ангидрида, 30 тонн окислов азота. Именно поэтому сегодня в ЯНАО разработана и согласована с крупными нефтегазовыми компаниями стратегия по использованию попутного газа, сжигаемого в факелах. Задача поставлена федеральным центром и должна выполняться во всех регионах добычи углеводородного сырья.
Для Ямало-Ненецкого автономного округа проблема еще острее. В р