На территории Удмурии располагаются два из семи российских арсеналов с химическим оружием – возле поселка Камбарка хранилось 6,35 тыс. тонн люизита, возле Кизнера складировано в разного рода носителях более 5,7 тыс. тонн зарина, зомана, Vx, вязкого люизита. В советские времена об этих местах говорили шепотом. А чаще и вовсе не говорили, потому как мало кому было известно, что еще спрятано в глухом, заросшем лесом, лежащем в стороне от «больших дорог» регионе помимо производства автомата Калашникова (потом выяснилось, что тут и баллистические ракеты делают, и циркониевое производство есть, и много чего еще).
Названия «Кизнер» и «Камбарка» зазвучали в полную силу в середине 90-х годов прошлого века, когда Россия, США и ряд европейских стран договорились полностью уничтожить запасы химических отравляющих веществ, накопленные в предыдущее время. В начале века в нашей стране была принята соответствующая федеральная целевая программа по уничтожению химического оружия (ХО) стоимостью более 214 млрд рублей (по тем ценам), которая предусматривала ликвидацию 40 тыс. тонн ХО, складированных в Саратовской, Курганской, Кировской, Пензенской, Брянской областях и республике Удмуртия к концу 2015 года. Первые два объекта по уничтожению химического оружия – в поселке Горный (Саратовская область) и Камбарке уже закончили свою основную деятельность. В Горном, по словам начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковника Валерия Капашина, уничтожено 1143 тонны, в Камбарке – 6349 тонны отравляющих веществ.
Строительство последнего российского объекта по уничтожению ХО – в Кизнере и сопутствующей ему инфраструктуры началось в «кризисном» 2008 году. «2012 год для объекта „Кизнер” является решающим. Необходимо выполнить большой объем строительно-монтажных работ. Сегодня более чем на 30 строительных объектах основной и вспомогательных зон работают около 20 различных субподрядных организаций. На территории промзоны объекта идет строительство административно-бытового корпуса, производственных корпусов, прокладываются инженерные сети и коммуникации. Ведется строительство целого комплекса вспомогательных объектов. Часть из них: насосная станция пожаротушения, газоспасательная станция, пожарное депо – построены и готовы принять спецоборудование и технику. Для персонала завода построен жилой дом на 60 квартир, три солдатские казармы, солдатская столовая. Продолжается строительство зданий и сооружений вахтового городка, международной инспекции. Общий объем финансирования этих работ в 2011 году составит около 11 млрд рублей», – заявил в интервью РИА «Новости» заместитель министра строительства республики Удмуртия Александр Перунов.
Как ни парадоксально это звучит, уничтожение запасов ХО – это весьма прибыльное, с точки зрения тех регионов, где эти запасы располагаются, дело. Если бы в поселке Щучье Курганской области не было химического арсенала, который сейчас уничтожается (там хранилось 5440 тонн V-икс, зарина и зомана), то у щучанцев на было бы сейчас ни новых очистных сооружений, ни современной газовой котельной (к поселку специально подвели 105 км нового газопровода), ни новых дорог, ни новой средней школы, о которой уже говорят, что это «школа нового поколения», ни нового жилого фонда. То же самое и в удмуртской Камбарке. Уничтожение запасов ХО там закончилось в марте 2009 года и до 2014 года завод будет заниматься утилизацией мест захоронения химических веществ и проводить дегазацию – очистку территории. За время строительства и эксплуатации УХО-объекта в Камбарском районе Удмуртии за счет федерального бюджета было введено в эксплуатацию более 100 км газопроводов, построено 12,9 тыс кв. м жилья, построены новый медицинский центр и объекты образования на общую сумму около 4 млрд рублей.
Общая сумма затрат федерального бюджета на строительство объектов социальной инфраструктуры в Кизнере, очевидно, тоже превысит 3 млрд рублей. На них тратится около 10-15% сметной стоимости объекта, а он, по словам Александра Перунова, в посткризисные времена «подорожал» с 10,6 до 33,5 млрд рублей. 3-4 млрд рублей, соответственно, пойдут на развитие газификации в районе, строительство жилья, дорог, больниц и новых школ. Сам объект после окончания его профильной работы, видимо, попытаются приспособить под выпуск на его территории мирной продукции. В Камбарке, например, власти Удмуртии на площадях УХО-завода уже предлагают разместить производство изделий из титана, солнечных батарей или автомобильных комплектующих.