«Покупатели постоянно спрашивали: почему вы продаете только молочку, а где же мясо, рыба?» — около прилавка с мясными продуктами продавщица объясняет покупательнице, как популярная в Москве розничная сеть натуральных молочных продуктов «Избенка» «эволюционировала» во «ВкусВилл». Оборот «Избенки», которую предприниматель Андрей Кривенко с партнерами запустил в 2009 году, за 2011-й вырос в пять раз, до 20 млн долларов, и сейчас у сети уже 130 точек. Так что владельцы решили расширить ассортимент своих магазинов. Компания запустила четыре тестовых магазина у дома «ВкусВилл», где помимо молока предлагает мясо, рыбу, овощи и фрукты, хлеб без химических добавок — консервантов, стабилизаторов и проч.
По сравнению с другими магазинами натуральной еды «ВкусВиллу» удалось радикально снизить цены на свои продукты (см. график). Позиционируясь фактически в массовом ценовом сегменте, вновь созданная сеть, таким образом, делает ставку на большие объемы продаж. В то же время потенциал ее формата еще неясен, и отцы-основатели пока не строчат бизнес-планов по развитию. Неизвестно, сможет ли привлечь массового покупателя магазин у дома с ограниченным ассортиментом — здесь нет конфет, чипсов, спиртного. Да и внешне натуральные продукты неприглядны: колбаса, например, во «ВкусВилле» серая, поскольку не содержит фиксатора окраски, яблоки — мелкие и с червоточинками.
Без деревенского антуража
На чем экономит «ВкусВилл»? До сих пор нишу здоровой еды в Москве занимали игроки премиум-сегмента: LavkaLavka, «Все свое», «Экоферма Коновалово» и др. Их общая особенность — продажа продукции крестьянских хозяйств. Более того, на домашнее происхождение ассортимента делается упор, указываются имена и публикуются фотографии крестьян. Фактически это штучное производство. Так, Александр Коновалов, владелец одноименной фермы, держит на откорме всего семь бычков.
Поставщики же «ВкусВилла» — небольшие заводы. Выработка Думиничского мясокомбината из Калужской области, поставляющего мясопродукты, составляет 20 тонн в сутки. Так что себестоимость продукции снижается за счет объема производства. Кроме того, докторскую колбасу здесь делают из мяса молочных пород коров, более дешевых, чем мясные бычки. А молочное стадо принадлежит структурам холдинга, в который входит мясокомбинат. Им же принадлежит небольшое предприятие, поставляющее «ВкусВиллу» сыр. То есть вертикальная интеграция поставщика тоже положительно влияет на цены.
По традиции, заведенной еще в «Избенке», «ВкусВилл» экономит на упаковке, используя коробки и пластиковую тару. Продавцы же премиум-сегмента, напротив, весьма изобретательны: используют тисненые этикетки, стеклянную тару, перевязывают крышки атласными лентами. «Раз уж мы работаем в премиуме, необходимо во всем ему соответствовать», — полагает гендиректор проекта «Все свое» Валентин Болотенко.
Дешевле «ВкусВиллу» обходится и доставка, ведь магазины премиум-сегмента практически всю продукцию доставляют по предзаказу, объем которого может быть сколь угодно малым. В итоге д