Бессонная ночь в перетопленном по советской привычке вагоне поезда Южно-Сахалинск — Ноглики, два часа в вахтовке с одной обязательной «зеленой», точнее «белой», стоянкой — и мы у шлагбаума обнесенного колючей проволокой вахтового поселка «Сахалин Энерджи». Утомительный входной контроль, включавший в себя перепись паспортов, сдачу мобильников и поголовное алкотестирование, как выяснилось, был щадящим — поджарую сторожевую овчарку с пристально-колючим взглядом на время нашего прохода заперли в просторной клетке. Облачение в тяжелую оранжевую амуницию, прозванную нами «скафандрами», очередной, кажется, уже тысяча первый инструктаж по технике безопасности — и вот мы на производственной площадке.
Парящие над снежным полем внушительных размеров цилиндрические штуковины видно издалека. Два газовых сепаратора производства Ижорских заводов водружены на бетонные фундаменты, будто на пьедестал. Все остальное оборудование дожимной компрессорной станции (ДКС) установят уже вокруг исполинов. Никаких других вариантов поместить внутрь станции тридцатиметровые «изделия» весом 530 тонн придумать невозможно.
На одной барже с сепараторами на побережье Лунского залива были доставлены три газоперекачивающих агрегата (ГПА) производства РЭП холдинга. Входящий в холдинг «Невский завод» в Санкт-Петербурге освоил выпуск индустриальных газовых турбин по лицензии General Electric мощностью 32 МВт с высокой степенью локализации. Именно они входят в состав ГПА «Ладога», предназначенных для работы на ДКС.
ДКС строится впритык к заводу по подготовке нефти и газа объединенного берегового технологического комплекса (ОБТК) компании «Сахалин Энерджи», оператора «Сахалина-2», старейшего и крупнейшего из трех действующих на территории нашей страны проектов в рамках режима соглашения о разделе продукции (СРП).
Строительство ДКС — закономерный этап в жизненном цикле любого месторождения. За двадцать лет промышленной эксплуатации Лунского месторождения внутрипластовое давление снижается, и на горизонте нескольких лет (ДКС будет пущена в эксплуатацию в 2022-м) для поддержания рабочего давления газа на ОБТК и затем в магистральном трубопроводе естественное пониженное давление месторождения придется искусственно повышать («дожимать», как говорят газовики, — отсюда и название) на входе в ОБТК.
ОБТК — важнейший узел производственной системы «Сахалина-2». Это хаб, куда сходятся потоки нефти, газового конденсата и природного газа с трех добычных платформ на северо-востоке островного шельфа. Здесь углеводороды проходят очистку, разделение на жидкую и газообразную фракции и отправляются по трубопроводам на юг Сахалина. В Пригородном, на берегу незамерзающего залива Анива, газ сжижается на первенце российской СПГ-индустрии, и затем, как и нефть, уходит по морю на экспорт.
В «Сахалин Энерджи» нам сообщили, что уровень локализации всего проекта «Сахалин-2» (на корпоративном языке это именуют долей российского участия) сегодня достиг 60% в денежном выражении. Казалось бы, внушительный показатель. Одн