Сергей Лушников родился на острове Ольхон на Байкале. И хотя родители увезли его оттуда совсем маленьким, он хорошо помнит свои ощущения: людей мало, земли мало, а вокруг вода, и ее невероятно много. «Мне кажется, что эта островная психология живет во мне до сих пор», — признается Лушников.
Сергей выучился в школе, исписал несколько тетрадок сочинениями о Гражданской войне в Забайкалье, потому что ему удалось влезть в архивы, которые до него никто не читал. Но поступил в политехнический техникум, сочтя это поприще более подходящим для мужчины, чем историческое. Впрочем, и первое историческое исследование, и избранную специальность — электрические станции и системы — объединял, по его мнению, комплексный подход: любой предмет или явление нужно рассматривать со всех сторон. В институт сначала идти не хотел, но настоял директор техникума. Поступил в Томский институт систем управления радиоэлектроникой, который закончил с отличием. Потом работал на космос на оборонном предприятии, затем еще в нескольких местах.
В 1988 году Лушников создал в Томске кооператив «Приборсервис» для обслуживания станков с числовым управлением. В кооперативе было и свое конструкторское бюро, поскольку некоторые сотрудники до этого работали в приборостроении. Но развернуться они не успели: машиностроение стало рушиться, и потребность в его услугах со стороны отрасли отпала. Зато поперла торговля. И Лушников с коллегами стал возить бытовую технику из Южной Кореи. Торговля шла успешно, но бывшему технарю быстро надоела. От скуки схватился за сухой лед: пришел знакомый и сказал, что у него есть идея создать небольшое производство этого льда, да только денег нет. Сухой лед применяли для перевозки мороженого и скоропортящихся продуктов, для организации уличных прилавков. Тогда рефрижераторы и стационарные холодильники стоили очень дорого. Лушников согласился войти в долю, купил оборудование, снял в аренду помещение. Но его партнер очень быстро понял, что деньги повалили, а делить их неохота, и стал избегать встреч. А потом и вовсе заявил, чтобы его не беспокоили по вопросам собственности. Лушников качает головой: я думал, когда двое мужчин договариваются, достаточно и слова. Ну что ж, это тоже был опыт.
Следующее деловое знакомство состоялось в вагоне-ресторане поезда, шедшего из Омска. «Со мной за столиком сидел классный такой мужик. Выпили по рюмке-другой, познакомились, разговорились. И мой новый знакомый с такой страстной тоской рассказывал, как ему жаль разваливающийся в Искитиме машиностроительный завод и его ОКБ, что я мгновенно проникся». Его попутчик Игорь Любенко не ожидал, что полупьяный треп выльется во что-то серьезное. А Лушников вскоре приехал в Искитим, где познакомился с командой единомышленников Любенко — начальником цеха, технологом и конструктором. Завод по производству нестандартного электронного оборудования распродавался. Эти четверо убедили Лушникова, что разработанные на заводе технологии хороши и могут быть востребованы. Завод производил инновационные ту