«Переставить» российскую олимпийскую сборную по сноуборду на отечественные спортивные снаряды — заветная мечта главы компании «Турбо» Никиты Рябина. Начинал он с кустарного производства миниатюрных копий скейтбордов — фингербордов, пережил два кризиса, создал реальное производство широкой линейки спортивной продукции, основа которой — доска. А попутно был вынужден заниматься практическим импортозамещением: разрабатывал клеящие составы, спроектировал и изготовил часть оборудования для производства спортивных снарядов, серьезно сэкономив на его покупке. И сейчас находится в одном шаге от создания специального пластика для сноубордов, который в мире эксклюзивно производят всего три завода.
Мелкая моторика
Вчерашний «паяльщик телевизоров и специалист по отечественной радиоэлектронике» выпускник МИРЭА Никита Рябин в 2006 году работал заместителем управляющего крошечного магазина в подвале, где продавали обувь, скейты и другие спорттовары. В том числе фингерборды — забаву для рук, точнее для пальцев любителей погонять малюсенькую доску на колесиках по горкам и виражам. Расходились фингерборды неплохо, так что, когда один из коллег сказал, что продается домен Fingerbording.ru, Никита тут же его купил всего за триста долларов. Затем познакомился с человеком, который делал эти игрушки у себя на балконе в маленьких тисочках, и предложил ему организовать совместный бизнес. Со своей стороны Рябин внес в проект пять тысяч долларов, которые откладывал на покупку автомобиля. Партнер же вложился своим ноу-хау и уже существующей на тот момент больше трех лет торговой маркой «Турбо» (те, кто застал 1990-е годы, помнят одноименную турецкую жевательную резинку с вкладышами — картинками гоночных автомобилей). Название показалось вполне подходящим — у многих оно вызывало ностальгию по недавнему прошлому, к тому же имело прямое отношение к спорту.
Партнеры открыли свое первое производство, которое уместилось в маленькой комнатке без окон, с бетонными стенами и потолком. «В этой комнате мы совершили все возможные ошибки стартового бизнеса, — вспоминает Никита Рябин. — Первое, что мы сделали, — это ремонт. Мы поклеили обои с золотыми вензелями, на двери поставили золотые ручки, положили дорогой линолеум».
Впрочем, поначалу все было хорошо: спрос на фингерборды, по словам предпринимателя, был бешеный, проблем со сбытом тоже не было: магазин, где работал Никита Рябин, стал первым клиентом «Турбо».
А дальше, поскольку основной канал реализации фингербордов — магазины, где продаются их старшие братья — скейтборды, компаниям, которые в России занимались их продажей, предложили печатать логотипы их больших досок на досках маленьких, игрушечных.
Идея в том, что ребенок, покупая или получая в подарок маленький фингерборд, привыкает к дизайну, цветам определенного бренда. И когда встает вопрос о покупке большого скейта, выбирает уже знакомый бренд. Интерес оказался взаимным: скейтбординг как бизнес еще только зарождался, и кто-то согласился платить за это начинающим бизнесменам