Тольяттинская компания АКОМ — единственный участник рынка аккумуляторных батарей, получающий господдержку, говорят в отрасли. Во многом за счет этого АКОМ быстро развивается, вышел в лидеры рынка стартерных батарей (для автопрома) с долей рынка 33% и реализовал несколько программ модернизации оборудования, увеличив производство с одного миллиона батарей в год на старте в 2002 году до 2,6 млн штук по итогам 2019-го. Сначала АКОМ просто занимался сборкой батарей, используя технологии испанской компании Tudor («дочка» международного холдинга Exide со штаб-квартирой в США — одного из мировых лидеров в производстве аккумуляторов), которая также выступила соинвестором проекта. Но АКОМ, как признают на рынке, сумел довольно быстро перейти к производству полного цикла, включая металлургический передел — выплавку свинца, в том числе из использованных аккумуляторов (свинец — основной компонент таких АКБ). По заверениям самой компании, сегодня общий уровень локализации выпуска стартерных АКБ в АКОМе приближается к 100%.
В 2015 году компания получила полмиллиарда рублей льготного займа от Фонда развития промышленности (ФРП) на модернизацию производства автомобильных батарей — в частности, на выпуск аккумуляторных батарей «продвинутых» классов EFB, AGM и GEL; ранее в этих сегментах батарей преобладал импорт.
В 2019 году ФРП предоставил АКОМу два новых крупных займа. Первый (300 млн рублей) — на программу повышения производительности труда и расширение присутствия компании на российском и зарубежном рынках. Общий бюджет проекта — 410 млн рублей. Компания планирует повысить производительность труда по итогам 2024 года на 58%, параллельно дооснастить и автоматизировать производство стартерных свинцовых аккумуляторных батарей.
Второй заем — 350 млн рублей (кроме того, АКОМ вложит 170 млн рублей собственных средств) — пойдет на строительство завода для производства свинцовых промышленных аккумуляторов. Под проект создана новая компания «АКОМ-Индастриал». Предполагается, что завод будет запущен уже в этом году.
Батареи будут предназначены для тягового и стационарного применения. Речь идет о тяговых батареях для транспорта, в том числе железнодорожного, и стационарных — накопителях энергии на электростанциях, телекоммуникационных станциях и проч.: везде, где требуется резервный источник питания.
Для компании это новый рынок, к тому же с технологической точки зрения производство стартерных батарей и промышленных имеет существенные отличия. «В целом промышленный рынок кардинально отличается от стартерного», — отмечает Юрий Васильев, гендиректор рязанского аккумуляторного завода «Тангстоун» (выпускает промышленные тяговые батареи).
АКОМ двигается на новый рынок, видимо, для того, чтобы застраховать себя от рисков сокращения российского автомобильного рынка. Пока положение компании на рынке стартерных батарей неплохое. АКОМ полностью покрывает потребности АвтоВАЗа для всех моделей Lada и СП GM и АвтоВАЗа, поставляет АКБ заводам Ford, Peugeot, Citroën, Haval. В прошлом г