Пока новички держатся неплохо: за февраль на Московской бирже частные инвесторы вложили в акции сорок миллиардов рублей, это исторический максимум. Причем на бирже подчеркивают: физлица откупали именно падение в конце февраля.
Это неплохой результат для абсолютного большинства инвесторов, которые делают первые шаги на бирже, — напомним, что заметный рост числа брокерских счетов произошел лишь в последние два года, и сопровождался он почти непрерывным ростом отечественного рынка акций (см. графики 1 и 2). Так что падение конца февраля — начала марта для российских частных инвесторов, сделавших наконец выбор в пользу ценных бумаг, а не депозитов, — это своего рода боевое крещение.
Нулевой уровень
Тем не менее вопрос, что делать во время падения, сейчас актуален для многих частных инвесторов, и ответ на него всегда будет зависеть от ситуации с финансами у конкретного человека и от его личных планов. Поэтому вопрос «Что делать при обвале акций?» будет лишен трагичности у того, кто еще до этапа инвестирования твердо решил, какую часть своих общих сбережений он готов вложить в акции и другие ценные бумаги с учетом рисков потерь и для чего и на какой срок делает эти вложения. В целом рекомендуется инвестировать в акции не больше тридцати, максимум сорока процентов всех накоплений и не планировать эти инвестиции на срок менее трех лет. То есть копить на машину или первый взнос по ипотеке, если сделка планируется через год-полтора, в ценных бумагах не стоит. Ну и, конечно, надо отдавать себе отчет, что потери могут случиться и быть довольно существенными. Иными словами, не продлевать депозит, потому что ставки слишком низкие, а отнести все эти деньги на фондовый рынок и купить акции — самый плохой вариант из возможных. Хуже только отнести на рынок акций заемные деньги (например, взять на инвестиции кредит). «Самое важное во время паники на рынках — отсутствие маржинальных позиций (открытых на заемные у брокера средства. — “Эксперт”). Потому что любую панику, а они случаются на рынках достаточно часто, невозможно пережить, если ты находишься в маржинальной позиции, — говорит директор инвестиционного департамента УК “Атон-менеджмент” Евгений Малыхин. — Я никогда не торгую с плечом. Если у инвестора есть маржинальная позиция, он вынужден ее закрывать в моменты паники, а это чаще всего случается совсем не по привлекательным ценам».
Кстати, благодаря ограничению на «плечи» российские инвесторы в целом сейчас придерживаются этого мудрого правила: по данным исследования компании «Тинькофф инвестиции», второго по числу открытых брокерских счетов игрока на российском рынке, 98,1% частных инвесторов, то есть почти все, торгуют исключительно на собственные средства. Да и в целом российские инвесторы довольно консервативны: согласно тому же исследованию, а также опросу Национальной ассоциации участников фондового рынка, в основном наши граждане предпочитают стратегию «купи и держи», а их портфели больше ориентированы на облигации, чем на акции (см. график 3). Од