Нарастающая пандемия коронавируса во всем мире, массовый карантин в некоторых странах и ограничения на передвижение товаров и людей вызвали ажиотажный спрос на продукты первой необходимости и лекарства в крупных городах Европы, в том числе в российских мегаполисах. Столкнувшись с небывалым прежде ажиотажем, российские ритейлеры в срочном порядке пытаются восполнить и нарастить товарные запасы продовольствия и медпрепаратов, сталкиваясь при этом с дефицитом транспорта и персонала. Персонала остро не хватает также из-за роста продаж товаров по онлайн-заказам (в связи с тем, что ряд компаний перевели сотрудников на удаленную работу). Несмотря на то что в целом дефицита продовольствия и лекарств в стране нет, пандемия выявила проблемы с производством таких товаров, как средства дезинфекции, защитные маски и даже говяжья тушенка. Во избежание нарастания панических настроений правительство пошло на беспрецедентные административные послабления для бизнеса: упростило перемещение торгового транспорта и правила торговли, а главное, согласилось разрешить электронную торговлю лекарствами, в том числе рецептурными.
«Макаронавирус» укрепит иммунитет ритейла
Начиная с пятницы 14 марта и всю прошлую неделю с полок магазинов Москвы и некоторых других городов, где зафиксировано наибольшее число заболевших коронавирусом, начали исчезать крупы, макароны, рыбные и мясные консервы, средства гигиены и прочие продукты длительного срока хранения, и не только. Одними из первых это ощутили на себе гипермаркеты, где выгоднее всего закупать товары впрок мелким оптом. «Если спрос на гречку и макароны вырос в десять раз, то на средства гигиены — в сто раз! — рассказал директор по закупкам продовольственных товаров Selgros (сеть “Метро Кэш энд Керри Россия”) Сергей Егоров в ходе экстренно собранного компанией BBCG круглого стола для ритейла. — Если, условно, еще вчера к нам в торговую точку приходили две тысячи покупателей, то сегодня уже пять тысяч. При этом явно к нам переместился спрос от магазинов у дома, поскольку попутно вырос спрос на курятину, яйца и охлажденное мясо, которое, видимо, теперь уже лежит мороженым в домашних холодильниках». В магазинах «Ашан» наблюдается рост спроса в основном на товары длительного хранения. Здесь за неделю с 14 марта продажи мясных консервов и гречневой крупы выросли в два раза, макарон, сахара и рыбных консервов — в полтора. «В основном это касается Москвы, в других городах мы в меньшей степени наблюдаем рост потребительского спроса, — говорит руководитель по стратегическим коммуникациям “Ашана” Мария Уткина. — Заказы продукции наибольшего спроса увеличены, поэтому их дефицита в магазинах сети нет и не ожидается». Рост спроса в других городах центральной части страны (Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Калуга и прочих) наблюдают и в X5 Retail Group. «Но если там рост около десяти-пятнадцать процентов, то в Москве это кратное увеличение спроса, — говорит директор по корпоративным коммуникациям X5 Retail Group Елена Коннова. — Сначал