Когда три года назад казанский предприниматель Семен Фролов установил в Москве первый прототип вендингового пельменного автомата, который за несколько минут выдавал клиентам порции горячих пельменей с говядиной, то почти сразу очутился на волне хайпа: каждый второй останавливался, чтобы сфотографироваться на фоне чудо-машины, пошли репосты в соцсетях, и за месяц поступило четыре заявки на покупку автомата. Создателю и его единомышленникам, учредившим компанию «Пель-Мени», стало ясно, что главное звено бизнеса — клиентский спрос — у них есть, дело за малым: разработать промышленный экземпляр, работающий без перебоев, с возможностью оплаты покупки банковскими картами.
Процесс оказался не столь быстрым, как хотелось бы: инвестиции в проект составили около трех миллионов рублей, а убытки «Пель-Меней» по итогам 2018 года — 520 тысяч. Но за это время компания сформировала предзаказ на 80 автоматов, в том числе есть заявки из Италии и Израиля, а публичной наградой за кропотливый труд стали недавняя победа в конкурсе Open Innovations Startup Tour в Иннополисе в Татарстане, приз в 300 тыс. рублей и путевка на майский полуфинал стартап-конференции Startup Village в Сколково.
Президент Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ) Борис Белоцерковский считает, что ниша автоматизированной торговли остается привлекательной для инвестиций, демонстрируя устойчивый рост на протяжении нескольких лет. По числу точек Россия на седьмом месте в Европе — около 170 тыс., ежедневно через автоматы совершается 3,2 млн покупок. Согласно исследованию Европейской ассоциации автоматизированной торговли, в 2018 году объем продаж через автоматы в России составил 52,9 млрд рублей — прирост на 3,5%. Правда, автоматы с едой занимают последнее место среди вендинговых машин, всего 10% от их общего числа, замыкая рейтинг после лидера потребления — кофе (более 60%), прохладительных напитков и снеков. И количество торговых точек остается практически на одном уровне. Но при этом растут продажи: за десять лет прирост общей выручки составил 80%.
Гендиректор компании «Лаборатория трендов» Елена Пономарева полагает, что пельменный стартап выходит на рынок на этапе стремительного роста формата «перекус на бегу», ставшего следствием роста темпа жизни людей, идея эта интересная и будет востребована, особенно если автоматы расположить в местах с хорошим трафиком — в бизнес-центрах, на вокзалах и в вузах. Ключевой риск один — удержать высокое качество пельменей. Если ожидания клиентов не оправдаются, негативные отзыва в соцсетях могут быстро испортить репутацию проекта.
Новый формат для зрелого рынка
Казалось бы, «поженить» вендинг и пельмени можно было давно, идея проста, однако ни у кого не хватало терпения и фантазии решить основную проблему: как готовить пельмени и отдавать их клиентам быстро? «Мы потратили примерно три месяца на то, чтобы лепить, варить пельмени, замораживать, а потом разогревать разными способами, даже промышленным феном, — рассказывает Семен Фролов. — В ито