Кризис, вызванный эпидемией коронавируса, уже ведет к падению производства в мировой экономике. Во многих странах темпы роста в 2020 году наверняка будут отрицательными, а в Китае, видимо, произойдет их серьезное падение. Однако для КНР это будет лишь продолжением более чем десятилетней тенденции, обусловленной совсем не коронавирусом, а другими, более фундаментальными факторами.
В 2007 году ВВП Китая вырос на 14%. С тех пор темпы роста снижались практически постоянно и в 2019 году составили всего 6,1% (график 1). Темпы роста за пятилетний период (пятилетняя скользящая средняя) сегодня находятся на самом низком уровне за сорок лет с начала рыночных реформ в 1978 году.
Многие экономисты указывают на объективные факторы, которые привели к замедлению роста. Один из безусловных факторов такого рода — снижение темпов роста рабочей силы. Население трудоспособного возраста, как и занятость, росло примерно на два процента ежегодно в 1980–2000-е годы, но позже рост замедлился, а затем и полностью прекратился. С 2014 года население трудоспособного возраста совсем не растет, что может объяснить снижение темпов роста ВВП на два процентных пункта в год, скажем с десяти до восьми процентов. Это важное, но далеко не полное объяснение.
Другим объективным фактором является исчерпание «преимуществ отсталости» — легче догонять богатые страны с низкой базы, в том числе потому, что инновации на переднем крае технического прогресса сложнее и дороже, чем «изобретение велосипедов».
Копирование уже существующих технологий может быть совсем бесплатным — патенты обычно действуют только двадцать лет, так что, если изобретения были сделаны раньше, их можно использовать бесплатно, не говоря уже о пиратстве — игнорировании законов о защите интеллектуальной собственности. Но даже приобретение технологий через покупку патентов и авторских прав и через привлечение прямых иностранных инвестиций, как правило, обходится дешевле, чем проведение собственных НИОКР. Развитые страны никогда не росли с десятипроцентной скоростью, как страны «экономического чуда» в Восточной Азии и в других регионах. А когда эти страны приближались к технологической границе, в них наблюдалось замедление роста.
Пять кейсов экономического чуда: уроки
Пока только пять стран в мире прорвались из бедности в клуб богатых стран: Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур. В 1950 году их подушевой ВВП составлял менее 20% дохода на душу населения в США, а затем в течение двух-трех десятилетий они вышли на уровень 50% и более. Теперь по их пути идут страны Юго-Восточной Азии, Китай и некоторые другие. И логично было бы ожидать, что на определенном этапе, по мере приближения к технологической границе, в них произойдет замедление роста.
Этот аргумент, что и говорить, безусловно веский, но в случае Китая не вполне уместный. Замедление роста в странах и территориях «экономического чуда» если и происходило, то на этапе, когда их доход на душу населения был более 50% от уровня США, тогда как ВВП на душу населен