Стремительная консолидация госбанком ВТБ крупнейших мощностей по перевалке зерна в глубоководных портах всерьез озаботила участников рынка. За последнее время, с августа прошлого года, ВТБ стал владельцем более трети Новороссийского комбината хлебопродуктов, половины государственной Объединенной зерновой компании, полным собственником Новороссийского зернового терминала и вроде как намерен прикупить половину глубоководного терминала в порту Тамань и крупнейшего перевозчика зерна «Русагротранс». Если эти сделки завершатся, ВТБ заполучит почти треть рынка экспортной перевалки зерна и две трети его железнодорожных перевозок, что может привести к монопольному диктату госбанка на рынке.
Наследие Магомедовых
После того как немногим более года назад владельцы группы «Сумма» братья Магомед и Зиявутдин Магомедовы оказались под арестом по обвинению в создании преступного сообщества и хищении у государства 2,5 млрд рублей, всех интересовало, кому достанутся их доли в госкомпаниях. В их распоряжении было более четверти Новороссийского морского торгового порта (НМТП), обладающего одним из крупнейших в стране Новороссийским зерновым терминалом (НЗТ), почти половина государственной Объединенной зерновой компании (ОЗК), которая владеет крупнейшим в стране по объемам перевалки зерна Новороссийским комбинатом хлебопродуктов (НКХП) и в которой братья Магомедовы имели долю. Ситуация начала проясняться уже через несколько месяцев: их зерновыми активами вплотную занялся ВТБ. В августе прошлого года он купил принадлежавшие «Сумме» через офшоры 22,5% акций НКХП, контрольный пакет которого оставался в руках наполовину государственной ОЗК. Тогда банк объяснил сделку «урегулированием задолженности» перед ним Магомедовых: их пакет акций НМТП находился под залогом у банка еще с 2016-го, а в августе прошлого года перешел в его собственность. Рыночная стоимость этой доли «Совэкон» оценивал в 3–4,5 млрд рублей (при общей стоимости НКХП 14–20 млрд рублей). В октябре прошлого года Магомедовы продали свою долю в НМТП его совладельцу компании «Транснефть» за 750 млн долларов. Следом ВТБ прикупил находившиеся в свободном обращении акции НКХП, нарастив свою долю в нем до 33,18%. А уже в феврале этого года госбанк стал полным владельцем доли Магомедовых в самой ОЗК, получив тем самым косвенный, но фактически почти полный контроль над НКХП — основным активом ОЗК. И буквально на следующий же день (!) после этой сделки ВТБ покупает у контролируемого «Транснефтью» Новороссийского морского торгового порта полный пакет акций Новороссийского зернового терминала, который в сезоне 2017/18 годов стал лидером по перевалке зерна, отправив за рубеж 6,3 млн тонн (экспорт в сезоне 2018/19 составил 44,2 млн тонн, по данным «Совэкона»). Столь стремительной консолидации крупнейших перевалочных зерновых активов российский рынок еще не видел.
Единый оператор в одном лице?
Последние сделки ВТБ уже не стал объяснять «урегулированием задолженности». Если при покупке доли в НКХП представитель банка заяв