Отечественный нефтехимический гигант «Сибур» упрочил сотрудничество со своим акционером — Китайской нефтяной и химической корпорацией (Sinopec). Стороны подписали три соглашения, важнейшим из которых стало согласие Sinopec войти с долей 40% в совместное с «Сибуром» предприятие по строительству Амурского газохимического комплекса (ГХК). «Сибур» планирует принять окончательное инвестиционное решение по ГХК до конца текущего года. Сейчас уточняется финансовая модель проекта, и если она окажется убедительной, китайцы готовы будут вложиться в СП.
Два других соглашения касаются непроизводственных вопросов. Компании договорились о взаимодействии в сфере НИОКР, а также обучения персонала в целях взаимного обмена профессиональными знаниями. Кроме того, наконец уточнена схема дистрибуции в Китае полиэтилена с «Запсибнефтехима» — нового завода «Сибура» в Тюменской области, запуск которого в промышленную эксплуатацию ожидается во втором полугодии 2019-го. Изначально тюменский проект предусматривал возможность экспорта до половины производимой продукции, наибольший интерес представлял именно китайский рынок, где потребление полиэтилена уже достигло 34 млн тонн в год, из которых до 20 млн тонн — импорт.
Sinopec купила 10% акций «Сибура» в 2015 году за 1,3 млрд долларов. Двумя годами ранее российская и китайская компании создали СП на базе Красноярского завода синтетического каучука (китайцы приобрели 25% и одну акцию). Но конкретных шагов по созданию новых производств во взаимодействии с Sinopec «Сибур» ранее не предпринимал. Более того, для компании это довольно необычный формат, большинство проектов были реализованы ею собственными силами.
Основной акционер «Сибура» Леонид Михельсон, впрочем, еще в 2015 году заявил, что схема финансирования Амурского ГХК будет аналогичной «Ямал СПГ» — проектное финансирование с участием китайских банков. А в 2016 году председатель правления «Сибура» Дмитрий Конов говорил, что проект амурского предприятия «обсуждается с различными потенциальными партнерами, включая Sinopec», но не детализировал масштабы этого участия.
Амурский ГХК — один из целой серии циклопических проектов, затеваемых сегодня нефтехимиками и нефтегазовыми мейджорами в расчете прежде всего на экспорт полиэтилена и полипропилена. Между тем следующие за этими полуфабрикатами звенья в цепочке создания готовой продукции — от пленки и шин до пластмассовых изделий — до сих пор представляют в России «заповедники импорта». Относительно крупных производств, за исключением локализованных иностранцами шинных заводов, пока не построено.
Казалось бы, отечественные нефтехимики накопили достаточную мощь для экспансии в отрасли более высокого передела. По итогам прошлого года выручка «Сибура» превысила девять миллиардов долларов, а EBITDA — 3,2 миллиарда, причем оба показателя выросли на четверть всего за один год. Но целый ряд объективных и субъективных обстоятельств не позволяет нефтехимикам выстраивать собственные аналоги нефтяных ВИНК. Зарубежный опыт подсказывает, что