В последнее время из-за нестабильности на мировых финансовых рынках, падения доходностей по облигациям и торговых войн инвесторы все больше внимания уделяют «вечным ценностям» — золоту и другим драгоценным металлам. Не отстают от этой тенденции центральные банки многих стран, которые увеличивают долю золота в резервах. На фоне возросшего спроса цена золота в августе достигла шестилетних максимумов. Аналитики дают противоречивые рекомендации: одни считают, что мир сползает в рецессию, поэтому спрос на драгметаллы как на защитный актив будет расти, другие — что на фоне той же рецессии спрос на драгметаллы (а заодно и бриллианты) как предметы роскоши сократится, что скажется и на ценах.
На самом деле на рынке драгметаллов не может быть единой динамики. Прежде всего потому, что структура спроса на серебро, платину, палладий (наиболее популярные драгоценные металлы) и их предложения — очень разная. Например, по данным старшего аналитика по металлургическому сектору «Атона» Андрея Лобазова, доля спроса со стороны ювелирного сектора в потреблении золота составляет около 50%, платины — 30%, серебра — 20%, а палладия — всего 5%. Соответственно, изменение потребительских настроений в отношении предметов роскоши будет оказывать разное влияние на потребление этих металлов.
Использование драгметаллов в инвестиционных целях тоже различается. «Сорок процентов спроса на золото приходится именно на инвестиции — производство монет и слитков. Доля инвестиционного спроса в серебре всего 15–20 процентов, в платине — 5–10 процентов, а в палладии и того меньше, — рассказывает г-н Лобазов. — Размер рынков тоже разный: потребление серебра в 2018 году составило 32 тысячи тонн, золота — 4300, палладия и платины — всего 335 и 250 тонн соответственно».
Конкурент доллара
В связи с этим рассматривать драгоценные металлы мы будем по отдельности. Начнем, естественно, с золота — самого «защитного» из всех защитных активов. Цена на него достигла своих почти шестилетних максимумов, а точнее, уровней сентября 2013 года, поднявшись выше 1500 долларов за тройскую унцию. В то же время шансы на то, что цена золота продолжит расти без новых импульсов, невелики. «На цену золота влияют не столько добыча и спрос в промышленности, сколько финансовые факторы: в первую очередь политика ФРС — это главный драйвер роста (или падения) цен. Фактически золото — это конкурент доллару США, — рассказывает вице-президент Золотого монетного дома Алексей Вязовский. — Еще один важный фактор — бегство от отрицательных активов. Все больше растет количество облигаций, которые не приносят инвесторам доходов. Bloomberg насчитал облигаций с отрицательной доходностью на 17 триллионов долларов. Инвесторы бегут из этих облигаций в защитные активы, среди которых золото на первом месте».
Как отмечает аналитик УК «Альфа-Капитал» Артем Копылов, пока золото продолжает расти благодаря опасениям инвесторов по поводу начала рецессии в экономике США — об этом недавно просигнализировали государственные облигации США, когда