Недоверие к продукции Росстата то и дело возникает при публикации этим ведомством своих отчетов и новостных сводок. То сомнения у экспертов вызывают опубликованные данные о росте благосостояния граждан, которые в реальности его не замечают, то отдельные показатели роста в промышленности и в целом ВВП (подробнее см. «Цифра в расфокусе», «Эксперт» № 36 за этот год). Справиться с валом критики взялся новый глава Росстата Павел Малков, назначенный на этот пост в декабре 2018 года. В июне он представил «Стратегию развития Росстата и системы государственной статистики РФ до 2024 года», которая предполагает повысить качество статданных, в основном за счет цифровой трансформации, создания цифровой аналитической платформы и внедрения новых технологий — big data, интернета вещей (см. «С бухгалтеров снимут гнет», «Эксперт» № 24 за этот год). Но пока у него не получается снизить накал страстей. То и дело на поверхности оказываются все новые и новые подробности, выразимся дипломатично, отставания сложившихся методов работы статслужбы от растущих запросов экспертного сообщества. Прошедшая недавно дискуссия в секции экономики Дома ученых высветила еще один — неожиданный — срез неадекватности официальной статистики.
Близорукость
«Вот статистика Росстата: у нас все последние годы в секторе такси было около 20–30 миллионов поездок в год, в 2016–2017 годах их число выросло до 44 миллионов. Но один только “Яндекс.Такси”, впервые обнародовав информацию, показал 99 миллионов поездок в 2016 году, а в январе 2018-го, после объединения с Uber, “Яндекс.Такси” сделал уже 62 миллиона поездок. Разного рода экспертные оценки показывают, что у нас совершается около двух миллиардов поездок в год. Более того, по данным самого Росстата, в 1991 году у нас было 526 миллионов поездок в России», — привел пример цифр, вызывающих вопросы в отчетах статведомства, Владимир Сальников, заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Статведомство просто не поспевает за меняющейся реальностью и «видит» только те поездки, которые фиксируются рядом крупных и средних предприятий, заполняющих соответствующие формы, и «не видит» поездки, организуемые агрегаторами такси и совершаемые индивидуальными предпринимателями.
Казалось бы, напрашивается простое решение: заставить агрегаторов предоставлять свою отчетность Росстату, а тем временем будет создана цифровая платформа, которая сможет принять и обработать подобную статистику. Однако такая ситуация характерна не только для сектора такси (там это лишь очень наглядно и выпукло), ее можно наблюдать везде, где создаются новые платформы взаимодействия пользователей, например в аренде жилья, секторе онлайн-торговли и т. п. Это явление в одних случаях сопровождается ростом числа самозанятых и индивидуальных предпринимателей, а в других случаях, например в каршеринге, не происходит и этого. При всех формах шеринга происходит формирование нового товара или услуги, и, по идее, все это должно быть учт