Министерство финансов продолжает распространять свое влияние на экономику. В ближайшие годы оно собирается забрать себе — а вернее, в подведомственное Минфину Федеральное казначейство (ФК) — функции по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности всех федеральных министерств. Минфин считает это необходимым для оптимизации госуправления. Сейчас ФК уже ведет бюджетный учет и готовит отчетность за Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, Федеральную службу по аккредитации и еще 13 органов власти, а к 2024 году централизует у себя ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности за все федеральные органы исполнительной власти (входящие в подчинение правительства РФ). В Минфине полагают, что это снизит риски недостоверности учетных данных, повысит прозрачность государственных трат и сократит расходы бюджетной системы страны.
Уже в следующем году ФК также планирует заняться аккумулированием на едином казначейском счете помимо средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов еще и денег бюджетов всех субъектов РФ и муниципалитетов. Их ликвидностью ФК намерено управлять самостоятельно.
Все это касается бюрократического веса ФК, но есть еще и вес на финансовых рынках, в частности на денежном и облигационном, — и он у казначейства тоже растет на глазах. Это выражается в сумме остатков на счетах ФК, которые за последние пять лет выросли в шесть раз, почти до трех триллионов рублей (см. график 1). Естественно, распоряжаясь такими деньгами, ФК не может не играть на денежном рынке весьма серьезную роль. И похоже, этого казначейству мало: оно постепенно расширяет свои функции, в том числе за счет чисто банковских, и фактически уже выстроило не только систему контроля за бюджетными деньгами, но и систему обслуживания бюджетных потоков, во многом дублируя обычную банковскую систему. О влиянии ЦБ и госбанков на финансовый рынок говорят много, но Федеральное казначейство находится в тени, хотя влияния у него не меньше, если не больше.
Ни копейки мимо
В советское время все казначейские функции — исполнение бюджета, кассовое обслуживание и контроль — выполняли Министерство финансов и Госбанк, казначейство упразднили в 1918 году и возродили уже в Российской федерации в 1992-м. С 2000 года Бюджетный кодекс закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации, а заодно установил ответственность главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование этих средств.
«В первые годы перехода на казначейскую систему исполнения бюджета значительная часть денежных средств федерального бюджета была рассредоточена на отдельных счетах. В такой ситуации недостаточно эффективно реализовывался один из основных принципов бюджетной системы — единство кассы», — говорит заместитель руководителя Федерального казначейства Станислав Прокофьев. Именно поэтому был создан единый казначейский счет (ЕКС). Сегодня он работает по технологии cash concentration: соответств