Вместе с американским холдингом Braidy Industries «Русал» за 1,6 млрд долларов построит в США завод по выпуску алюминиевого проката. Партнеры получат в этом предприятии 60 и 40% акций соответственно. Его специализацией будет алюминиевый лист для автомобильной промышленности: Braidy Industries занимается поставками комплектующих на американские автозаводы. Мощность предприятия составит 500 тыс. тонн горячего проката и 300 тыс. тонн холодного. Как отмечают американские эксперты, по меркам алюминиевой промышленности США это грандиозный проект, ничего подобного там не строили уже несколько десятилетий.
Действительно, лучшие дни американской алюминиевой промышленности позади. По данным Геологической службы США, в 2018 году в стране было произведено всего 890 тыс. тонн алюминия на фоне мирового производства в 60 млн тонн. А еще в 1990 году страна производила 4,1 млн тонн алюминия, что превышало на тот момент пятую часть всего мирового производства. При этом США — крупнейший его импортер: в прошлом году в страну ввезено 5,5 млн тонн, годом ранее — 6,2 млн. Металл в основном завозили из Канады (34%), Китая (13%) и ОАЭ (7%).
Новые власти в Белом доме эту ситуацию решили в корне изменить. Президент США Дональд Трамп на своей странице в твиттере объявил о смерти американской металлургической промышленности: «Наши друзья и враги уже много лет пользуются преимуществами за счет США. Наша стальная и алюминиевая промышленность мертва». И начал действовать, подписав указ о введении десятипроцентной пошлины на импорт алюминия. Пользующийся особой «любовью» американского президента Китай удостоился двадцатипятипроцентной пошлины на металл и «антидемпинговых» пошлин на фольгу и листы из алюминия в размере до 167%. Ради спасения своих металлургов Трампу пришлось пойти на конфликт с традиционными союзниками США: Канадой и ЕС.
Эффект от этого алюминиевая отрасль США почувствовала быстро. По итогам 2018 года она впервые за много лет продемонстрировала рост. История «Русала» на первый взгляд вписывается в эту схему. Но есть нюансы. Во-первых, новый завод будет не производить металл, а перерабатывать. С этим проектом компания входит в отрасль переработки алюминия, чего ранее не делала: ее традиционная специализация ограничивалась бокситами, глиноземом и необработанным алюминием. Во-вторых, возрождению американского алюминия проект «Русала» не сильно поможет: компания планирует завозить металл для изготовления проката из России. В числе возможных поставщиков называют строящийся «Русалом» совместно с «Русгидро» Тайшетский алюминиевый завод.
Американский проект — это своеобразная плата за снятие американских санкций с компании. Но это не всё. «Русал» сможет изучить опыт переработки металла. Еще три года назад компания заявила о развитии собственных производств глубокой переработки алюминия как о стратегической цели. Планируется даже создать три кластера переработки: в Красноярском крае, Хакасии и Волгоградской области.