Бизнес-проекты, в той или иной степени «завязанные» на культурном имидже Санкт-Петербурга, появляются в Северной столице с завидной регулярностью. Но лишь немногие из них в итоге превращаются в серьезные, значимые события. Директор Русских Музыкальных Сезонов Вячеслав Мухин рассказал «Эксперту С-З» о том, как сделать проект, отличный от всех прочих, и, что гораздо важнее, поддержать культурную атмосферу Санкт-Петербурга.
– Концерты Русских Музыкальных Сезонов с каждым годом становятся все более популярными. Как возникла сама идея этого проекта и что изначально было заложено в его базовые задачи? Насколько эти задачи удалось реализовать?
– Сама идея появилось вовремя одного из ужинов несколько лет назад, зашел разговор на тему, как интересно провести вечер в Петербурге, чтобы это было небанально, не просто посещение очередного театра. Все гости (состав компании был очень международный) стали делиться воспоминаниями о посещениях разных культурных событий в мире. Таким образом и родилась идея Русских Музыкальных Сезонов (РМС).
Мы поставили себе задачу создать место (и повод), куда можно прийти, погрузиться в вечернюю элегантную атмосферу культурного Петербурга, где можно прикоснуться к истории, где можно быть с классической музыкой на «ты».
Для нас очень важно донести до каждого смысл, это своего рода наша миссия, чтобы каждый гость на Русских Музыкальных Сезонах не остался равнодушным. Слушать музыку в большом зале Мариинского театра или в камер - ном зале в дворцовых интерьерах – это две большие разницы. Совершенно разный эффект, когда ты слушаешь музыку в многотысячном зале или в зале, где не больше 80 гостей: уровень восприятия информации совершенно другой. Наша задача – вдохновлять, удивлять, развивать. Все концерты посвящены России, русским композиторам и композиторам, чья жизнь связана с Петербургом и на - шей страной. У нас уникальная страна, с великой и сильной историей, и мы считаем, что это важно знать, интересно изучать и необходимо помнить.
Мы рады, что наши гости ни с одного концерта не уходят равнодушными. Практически каждый концерт заканчивается аплодисментами стоя и криками «браво». И мы этому факту бесконечно рады.
– РМС прежде всего классическая музыка, красивые дворцовые интерьеры, концерты под бокалы шампанского. Красота классики во всем – это как раз одна из основных идей проекта?
– Абсолютно верно, главная идея Русских Музыкальных Сезонов – атмосфера, то, что невозможно подделать, то, что можно только почувствовать и испытать. Наши гости могут прикоснуться к истории, погрузиться в любопытные факты из мира музыки и жизни императорской семьи. Мы очень щепетильно относимся ко всем деталям, которые видит и с которыми взаимодействует наш гость.
Русские Музыкальные Сезоны – не просто концерт во дворце, это атмосфера, состояние, настроение, которые достигаются через колоссальное количество деталей совершенно разного масштаба, основным из которых является концерт в исполнении виртуозных артистов. К предстоящему летнему сезону мы готовим новые элементы программы, которые произведут еще большее впечатление на наших гостей.
– Существует несколько понятий классической музыки. Что такое классическая музыка для вас?
– Действительно, существует довольно много пониманий. В историческом смысле классическая музыка – это музыка, созданная в эпоху классицизма (17-19 вв.), музыка, которая отвечает определенным требованиям и стандартам. В разговорной речи ее часто называют синонимом академической, симфонической музыки, либо это музыка, исполняемая на классических инструментах. Есть еще одно понимание – «музыкальная классика», то есть музыка, отвечающая самым высоким художественным требованиям и получившая признание многих поколений.
Для наших концертов мы не ограничиваемся ни одним из понятий, мы представляем нашим гостям шедевры мировой музыки: это и популярная музыка, и иногда совершенно не массовая, но, что важно, на всех наших концертах звучит музыка русских композиторов и композиторов, чья жизнь так или иначе связана с российской культурой. Наш зритель услышит и произведения таких выдающихся итальянцев, как Россини, Вивальди, и не такие известные, но от этого не менее яркие творения Глинки или Глазунова.
– Вы уже много лет живете в Петербурге, с детства воспитывались на культурных классических традициях Северной столицы. Чувствуете ли вы, что эти традиции все дальше и дальше уходят в прошлое?
– Приятно, что Петербург известен как культурная столица нашей страны. Здесь жили, творили, созидали разные ярчайшие мировые личности культуры и искусства.
Однако время идет, все меняется, и, к сожалению, многие красивые традиции и обычаи забываются, теряются и уходят бесследно. Нашим проектом «Русские Музыкальные Сезоны» мы хотим сохранить традицию камерных творческих вечеров, встреч, культуру «домашних концертов», поэтому на каждом нашем концерте всегда есть распорядители вечера, которые сопроводят каждого гостя в интересный мир разнообразной истории, музыки и, конечно, в мир традиций светских встреч.
– Вы не музыкант. Насколько сложно не музыканту быть руководителем музыкальной компании и выстраивать этот проект как бизнес?
– Я не музыкант, и музыкой не занимался до недавнего времени. Любое дело создает команда. Русские Музыкальные Сезоны являются результатом колоссального труда большого количества влюбленных в свое дело людей. Сложно ли нам? Не знаю. Мне кажется, когда человек болеет душой за дело, нет никаких сложностей, а есть этапы, которые нужно пройти. Вот мы всей командой и проходим разные этапы на пути к восторгу нашего зрителя.
– Вы делаете концерты только в Петербурге или есть проекты в других городах России?
– Помимо Петербурга у нас часто проходят события в Москве, это, конечно, в основном закрытые концерты, события, театрализованные перформансы. В разнообразном проявлении реализации мы достигаем главного эффекта – вдохновения и воодушевления нашего гостя от мира искусства, который бесконечно полон новых мыслей и эмоций.
– В одном из интервью вы заявляли, что есть много «новых и свежих идей, которых Петербург еще не видел». Можно ли уже про эти идеи рассказать?
– Да, конечно, это не секрет. В наших закрытых концертах мы часто используем разнообразные аудиовизуальные решения, собственно, мы сейчас готовим новый проект, в котором наши гости смогут погрузиться в музыкальный мир посредством новых визуальных решений: это и проекции, и голограммы – будет очень интересно.
– РМС и дальше будут ориентироваться на классическую музыку и дворцы или мы, может, в продолжение предыдущего вопроса, увидим и услышим концерты, к примеру, современной музыки?
– Русские Музыкальные Сезоны всегда будут классическими и дворцовыми, это наш имидж, который вряд ли нас покинет. Однако сейчас мы работаем с большим количество талантливых артистов и в рамках реализации поставленных перед нами задач совершаем разные успешные эксперименты. Так, недавно мы познакомились с кавер-группой «Свои», уверен: ребята еще пошумят в Петербурге, их творческое настроение не оставляет равнодушным. Мы не останавливаемся на достигнутом и готовим новые проекты для нашего зрителя.
– Какая классическая музыка на первых позициях в трек-листе Вячеслава Мухина?
– Это очень сложно… Абсолютно невозможно остановиться на каком-то небольшом количестве, поэтому, кстати, и наша программа на РМС постоянно меняется, хотя, казалось бы, классика ограничена, уже все написано, но за четыре года мы пока не смогли остановиться на чем-то одном. Возможно, это тоже одна из причин, почему мы интересны нашему дорогому зрителю. Но из своих фаворитов я никогда не вычеркну Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Петра Чайковского, «Вокализ» Сергея Рахманинова, интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Арабеску № 1» Клода Дебюсси.
Фактор профессионализма
Конкуренция в медиасфере очень жесткая. Если камера есть у всех, то, очевидно, выиграет тот, кто лучше всего умеет с ней обращаться, грамотно «строить кадр», использует все современные технологии и профессиональные пайплайны, уверены в Breeze Media Group.
Истоки компании Breeze Media Group – в том телевидении, которое ведет свою родословную из 90-х годов. Замечательная телепередача «Городок» выпускалась компанией «ПОЗИТИВ», одним из режиссеров монтажа был Вадим Астахов. В 2012 году передача перестала существовать, потому что не стало артиста Ильи Олейникова, которого, конечно же, нельзя было никем заменить.
Самостоятельная история «Бриза» начинается с июня 2012 года, когда была произведена первая промышленная съемка. Начинали работать в домашних условиях, сейчас студия компании располагается рядом с набережной Невы, на проспекте Обуховской Обороны, дом 76. Для тех, кто связан с телевидением или кино, это место очень хорошо известно: здесь находятся и компания по производству операторского оборудования, и известный рентал съемочной техники, а студенты СПбГИКиТ приезжают на практику к мэтрам операторского искусства. Сама архитектура довольно уникальная для города. Кажется, нигде больше не сохранилось таких домов. Это создает определенное настроение, сразу настраивает на особый лад. Рабочий, основательный, но при этом имеющий свое «лицо». На самом деле вербализировать это чувство достаточно сложно, гораздо большее представление даст фотография или видео. И это тоже символично.
При основании компании основными направлениями деятельности были определены документальные фильмы и имиджевые видео с рекламой для сферы B2B. Одна из задач – принципиальное повышение уровня контента в данном сегменте. Достаточно быстро оформился и основной принцип работы – использование преимуществ многокамерной съемки с применением передвижной телевизионной станции (ПТС), а впоследствии – прямые трансляции (дистанционное обучение, официальные мероприятия, съемки на хромакее и прочее). В связи с большим опытом работы ограничений в стиле и направлении деятельности практически нет.
«Конкуренция в медиасфере очень жесткая, практически каждый может пойти купить камеру и начать снимать. И тут на первый план выходит фактор профессионализма и опыта. Если камера есть у всех, то, очевидно, выиграет тот, кто лучше всего умеет с ней обращаться, грамотно «строить кадр», работать со светом и, используя все современные технологии и профессиональные пайплайны, провести последующую обработку снятого материала. Отсутствие кинопленки в технологических процессах совсем не означает того, что со снятым материалом потом не нужно работать для получения верного результата. Основной клиент компании – те, кто уже пресытился «наколеночным» home video в основной своей массе и хочет получить действительно комплексный продукт премиум- класса. Мы всегда рады, когда заказчик понимает разницу между хорошей цветокоррекцией и ее отсутствием, ценит хороший монтаж и нешаблонную графику, глубоко интересуется этапами нашей работы, – это наш клиент», – говорит руководитель проектов Вадим Астахов.
«Одно из важных направлений работы компании – прямые трансляции. Съемки в студии – всегда понятный процесс. Под рукой есть все необходимое, при возникновении каких-либо непредвиденных проблем их решение обычно находится быстро. А вот выезд часто приключение. Тут не расслабишься, накатанных схем нет, цена каждой ошибки гораздо выше, чем в студии. Такая проверка на прочность своего рода. Удовлетворение от проделанной работы гораздо выше, пусть это, может быть, не такая грандиозная съемка, как постановочная в студии. Но условия, окружение другие, и ощущения от этого тоже другие. Главное – это ответственность и внимательность. Нужно всегда отдавать себе отчет в том, что ты делаешь и как это встроено в работу остальной команды», – дополняет режиссер прямых эфиров Дарья Казанцева.
По словам Вадима Астахова, Breeze Media Group – команда профессионалов, у которых есть четко налаженный рабочий процесс и понимание того, как нужно действовать в различных ситуациях. В теориях обучения принято, что навык считается усвоенным тогда, когда может быть применен в агрессивных условиях окружающей среды и с некоторой модификацией. Вот именно к такому усвоению навыков стремятся в компании: главное – это профессионализм.
«Мне больше всего нравится снимать научпоп. Лекции, вебинары и тому подобное. Конечно, лекция лекции рознь, но все равно обычно это отличная возможность узнать что-то новое, помимо того, что занимаешься делом, которое тебе нравится. Это очень круто! Мне нравится русское телевидение 90-х, тогда было что-то такое немного дикое, необузданное, но при этом очень свежее и интересное. Это чувство со временем из телевидения выветрилось, но, оказывается, кое-где еще осталось. Мне трудно оперировать фактами, это, скорее, неясное ощущение ностальгии по вещам, которые никогда не переживались, лишь были увидены «со стороны», но странным образом резонирующие с какими-то жизненными обстоятельствами», – объясняет Дарья.
«Планы у компании большие. Нужно укрепляться в сфере дистанционного образования, на профессиональном уровне этим занимаются немногие. Нужно развиваться и в сфере B2B», – уверена бизнес-администратор Татьяна Тихоненко.
Миссия Breeze Media Group – помогать людям быть услышанными и увиденными. Для этого все работники компании чутко относятся к запросам своих клиентов и стараются идти в ногу с современными технологическими трендами, чтобы обеспечить наилучший результат, который бы не только устроил заказчика, но и являлся достойным медиапродуктом на профессиональном рынке.