Значительное внимание в экономической политике города уделяется вопросам пространственно-территориального планирования. В то же время в предшествующих документах стратегического планирования Санкт-Петербурга эти вопросы не затрагивались, то есть предполагалось, что все территории развиваются одинаково. Однако проведенный нами анализ показал, что это не так. Существуют дисбалансы в развитии отдельных территорий, а районы города имеют неодинаковый уровень социально-экономического развития. Кроме того, имеются диспропорции в развитии различных отраслей экономики и социальной сферы внутри районов.
Одним из ключевых вопросов для пространственного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области является нарастающий дисбаланс числа жителей и рабочих мест, локализованный в приграничных районах этих субъектов федерации. Одновременно не снижается острота вопроса по выводу части производств из «серого» пояса Санкт-Петербурга (вдоль Невы и Обводного канала) и его рекультивации под проекты жилой, общественной деловой застройки и развитие городской инфраструктуры.
В связи с этим полюсами индустриального роста могут стать те территории, которые граничат с зонами активной жилой застройки и перспективными крупными девелоперскими проектами (такими, как город Южный, например) и при комплексном подходе к развитию позволят приступить к решению обеих проблем. Для Ленинградской области это Всеволожск, Сертолово, Бугры, Мурино и Новодевяткино, Кудрово, Аннино, в перспективе территория Ржевского полигона (участки, прилегающие к будущей КАД-2), север Гатчинского района. Для Санкт-Петербурга это район Каменки, территории города южнее КАД, Колпинский район, территории, расположенные около города Южного, в том числе по направлению к Красному Селу, Пушкину и Колпино (т.н. Южная дуга).
Учитывая направление промышленной и инвестиционной политики города и области, ориентированные на развитие и поддержку в первую очередь высокотехнологичных и экологически безопасных производств, такая индустриализация не должна встретить массовых экологических протестов, как это было в Красноярске или Новохоперске. Индустриализация, совмещенная с общественно-деловой застройкой и развитием сферы услуг на периферии агломерации, позволит в определенной мере снизить маятниковую миграцию в цепочке «периферия Санкт-Петербургской агломерации – центральный деловой район Санкт-Петербурга» и выровнять уровень социально-экономического развития территорий.
Точками роста как неоиндустриализации под высокотехнологичные производства, так и редевелопмента под общественно-деловые и жилые проекты могут стать логистические комплексы в Санкт-Петербурге, которые окажутся не у дел с развитием тенденции выноса из города функций транзита грузов. В долгосрочной перспективе это может стать актуальным для территорий Большого морского порта Санкт-Петербурга и прилегающих территорий Юго-Запада города.