Председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию СПб Анатолий Котов рассказал «Эксперту Северо-Запад» о ходе работы над документом, который практически дословно совпадает с названием его ведомства – об экономической политике Санкт-Петербурга, разрабатываемой сейчас в рамках системы государственного планирования, а также о мерах господдержки бизнеса и перспективах создания Корпорации развития СП.
– Что представляет собой этот документ?
– Прежде всего я хотел бы дать определение термина «экономическая политика». В нашем понимании – это целенаправленная и скоординированная деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации мер экономического, институционального и административного характера, направленных на формирование благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста экономики и достижения на этой основе целей социально-экономического развития.
В свою очередь, перечень мероприятий экономической политики включает три раздела и более 80 мероприятий, классифицированных по 17 тематическим направлениям. При этом следует отметить, что принимаемая экономическая политика будет носить, с одной стороны, бессрочный характер, а с другой – постоянно видоизменяться в зависимости от внешних факторов. Но при любых обстоятельствах главная особенность этого документа – открытость и возможность для всех заинтересованных лиц, и прежде всего для субъектов предпринимательства, получить объективное представление о принципах, способах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти нашего города по реализации Стратегии-2030.
– А какие тогда, на ваш взгляд, меры должны применять власти для формирования условий, благоприятных для ведения и развития предпринимательской деятельности?
– Конечно, одним из самых важных условий успешного ведения бизнеса является доступность инвестиционных ресурсов. Кредитные заимствования предприятий и организаций при реализации проектов модернизации и развития составляют, как правило, 2/3 от общей стоимости капиталовложений. При этом стоимость кредитов в значительной степени определяет и их доступность.
Однако западные санкции, повлекшие за собой снижение суверенных кредитных рейтингов России, и ослабление курса рубля вкупе со снижением цен на нефть обусловили в последнее время рост стоимости заемных средств и, как следствие, ухудшение возможностей для получения инвестиционных ресурсов. Снижение доступности финансовых средств подтверждается данными Центробанка, свидетельствующими о росте кредитных ставок и об изменении соотношения между собственными и заемными средствами, составляющего сегодня около 50%. Таким образом, в складывающихся обстоятельствах требуются изменения денежно-кредитной политики, с одной стороны, а с другой – принятие дополнительных мер государственной поддержки.
Правда, учитывая, что проведение денежно-кредитной политики – прерогатива федеральных властей, а макроэкономические показатели во многом определятся ситуацией на глобальных рынках, арсенал средств у Санкт-Петербурга явно ограничен. Тем не менее одной из практических мер по повышению доступности инвестиционных ресурсов могло бы стать изменение условий получения гарантий бюджета Санкт-Петербурга.
Еще одна практическая мера – оптимизация налогового регулирования. Принимая во внимание объективную потребность в инвестициях и необходимость увеличения их объема в основной капитал как минимум на 150 млрд рублей в год, по инициативе губернатора Санкт-Петербурга были разработаны дополнительные меры налогового стимулирования инвестиций.
– Расскажите, что это за меры?
– Например, разработана дифференцированная шкала налоговых льгот в зависимости от суммы инвестиционных вложений (чем больше инвестиции – тем больше льготы). Снижен верхний порог инвестиционных вложений, позволяющий воспользоваться налоговыми льготами – с 800 до 50 млн рублей. Предусмотрена возможность предоставления налоговых льгот субъектам предпринимательства вне зависимости от вида экономической деятельности при условии осуществления ими инвестиционных вложений. Также мы ввели дополнительные критерии для получения права на предоставление налоговых льгот (количество рабочих мести, среднемесячная заработная плата). Кроме того, введено ограничение возможности корректировки или отмены налоговых льгот стимулирующего характера.
Необходимые на этот счет изменения и дополнения планируется внести в городской закон «О налоговых льготах», для чего проект соответствующего законодательного акта проходит в настоящее время согласовательные процедуры. Одновременно с принятием указанного законодательного акта предполагается также утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот, что позволить оценить экономическую целесообразность получения субъектами хозяйственной деятельности дополнительных налоговых преференций на общую сумму около 7 млрд рублей.
– Что еще, помимо налоговых льгот, делается для улучшения жизни бизнеса?
– Конечно, мы не ограничились только налогами. Разработан набор мер институционального характера, направленных на создание эффективных механизмов государственного управления экономикой Санкт-Петербурга.
Так, одним из важнейших подобных направлений является создание эффективной системы планирования социально-экономического развития. Очевидно, что существующие сегодня диспропорции в развитии социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в значительной степени обусловлены несовершенством существующей системы планирования. Как следствие, это вызывает недовольство горожан и снижение инвестиционной привлекательности города.
В свою очередь, несовершенство планирования наиболее ярко проявляется на примере утверждаемых правительством СПб проектов планировки территорий (ППТ), которые, по сути, дают старт субъектам предпринимательства к освоению соответствующей территории, с одной стороны, а с другой – устанавливают обязательства города в отношении целого ряда объектов, прежде всего социальной и транспортной направленности.
Так, на сегодняшний день согласно 470 утвержденным ППТ предусматривается строительство 190 садиков, 100 школ и 59 амбулаторно-поликлинических учреждений, число которых постоянно увеличивается с каждым вновь утвержденным проектом. Общий объем финансовых обязательств только по указанным объектам составляет на текущий момент более 200 млрд рублей. В отсутствие процедур синхронизации мероприятий при реализации ППТ и при сложившейся практике приоритетного строительства жилья в ущерб строительству социальных объектов возникновение дисбалансов социально-экономического развития неизбежно. Разрешение указанного противоречия возможно только при условии установления правовой нормы, регулирующей сроки и порядок создания социальных объектов, предусмотренных ППТ.
– Что предпринимается для улучшения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга?
– Одним из важнейших мероприятий в этом направлении является внедрение в Северной столице стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в соответствии с «дорожной картой».
Еще одним не менее важным мероприятием является разработка инвестиционной стратегии Санкт-Петербурга – документа, устанавливающего инвестиционные приоритеты в реализации целей социально-экономического развития. Очевидно, что указанные приоритеты должны обеспечивать реализацию Стратегии-2030 и представлять собой перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации для достижения стратегических целей.
– В условиях складывающегося замедления экономического роста каковы могут быть меры государственной поддержки бизнеса?
– Прежде всего, это разработка условий для расширения возможностей участия предприятий и организаций в реализации государственных потребностей Санкт-Петербурга в товарах, работах и услугах. В стоимостном выражении они составляют значительные цифры. Например, за счет бюджетных средств (без средств муниципальных образований) в 2013 году было заключено 411,7 тыс. государственных контрактов и договоров на сумму 208,0 млрд рублей.
А на 2014 год объем закупок оценивается в 216,7 млрд. Согласно прогнозу, подготовленному Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, на 2015-2017 годы объем государственного заказа Санкт-Петербурга оценивается в объеме 700 млрд рублей (2015-й – 224,9 млрд; 2016-й – 236,6 млрд; 2017-й – 233,9 млрд рублей). При этом только объем строительных работ оценивается на эти годы соответственно 95,0; 91,3 и 83,9 млрд рублей. Также в эти годы планируется закупить товаров соответственно на 51,2; 57,9 и 61,1 млрд рублей.
В ближайшее время прогноз будет размещен на сайте нашего комитета – это позволит предприятиям и организациям не только ознакомиться с потребностями властей СПб, но и спланировать свою деятельность по производству товаров, работ и услуг на указанный период.
– А пространственно-территориальное развитие Санкт-Петербурга также будет учитываться в экономической политике?
– Безусловно, сбалансированное развитие городских территорий – это основа для улучшения качества городской среды, а следовательно, и качества жизни горожан. И наоборот, игнорирование такого подхода неизбежно ведет к диспропорциям социально-экономического развития и росту социальной неудовлетворенности граждан. Сегодня в Санкт-Петербурге в стадии развития находится более 100 территорий, в том числе территории для комплексного освоения в интересах жилищного строительства (КОТы), застроенные территории (ЗТ), производственные территории (ПТ), особые экономические зоны (ОЭЗ). Очевидно, что одновременное обеспечение их ресурсами для развития в достаточной мере невозможно. В этой связи предусматривается разработка и принятие закона «О территориях опережающего развития Санкт-Петербурга», который бы регулировал отношения в сфере определения приоритетов, а также правового статуса таких территорий.
Важной мерой в обеспечении сбалансированного процесса трансформации городских пространств может быть создание Корпорации развития – организации, учреждаемой правительством СПб в форме ОАО, наделяемой соответствующим имуществом и выступающей в качестве стороны, непосредственно отвечающей за развитие территорий и взаимодействия с инвесторами. Создание корпорации должно обеспечить при этом более тесное взаимодействие как с отечественными институтами развития, так и с международными инвестиционными фондами.
Отмечу, что в рамках направления по обеспечению сбалансированного территориального развития предусматриваются также меры по совершенствованию механизма взаимодействия с администрациями Ленинградской области и муниципальных образований, прилегающих к границам нашего города.
Санкт-Петербург
Схема Обеспечение сбалансированного территориального развития Санкт-Петербурга