Борис Березовский объясняет свое желание заниматься фестивалем «Музыка Земли» искренним интересом к фольклору. Будучи сам плоть от плоти музыки академической, достигнув в ней всех вершин, которые только были возможны, он вдруг открыл для себя музыку народную так, словно бы уже давно ее знал: эти мелодии уже проникли в его сознание посредством всей той музыки, которую он до сих пор играл. Со стороны увлечение Березовского народной музыкой выглядит как желание расширить о ней представление, узнать еще одну ее грань, и он прямо или косвенно говорит об этом в своих интервью. В этом желании, которое не столь уж характерно для современных академических музыкантов, видна его любовь к музыке. Просто степень искренности этой любви такова, что не позволяла ему замкнуться в границах привычного и позволила совершить открытие в области, где, казалось бы, он знает все, что только можно знать.
По отношению к народной музыке, как русской, так и всех остальных народов, населяющих Россию, в общественном сознании существует чересчур много стереотипов. Они до сих пор простираются в диапазоне от «Калинки», многажды пропетой в каких только можно эфирах истеричным фальцетом в окружении суровых мужских голосов Краснознаменного ансамбля им. Александрова, и сдержанным архаичным стилем ансамбля Дмитрия Покровского. Однажды этот ансамбль совершил почти революционный прорыв с помощью саксофониста Пола Уинтера, записав с ним совместную пластинку, которая со временем тоже превратилось в один из стереотипов о том, как может звучать народная музыка. Но все это было бесконечно далеко от реальной жизни. Все попытки загнать народную музыку на большую сцену рано или поздно просто выхолащивали ее — лишали какого-то очень важного содержания, без которого присоединение к слову «музыка» определения «народная» становится бессмысленным.
Академическая музыка, не сознаваясь в этом, переживает один из самых серьезных кризисов в своей истории. Люди отвергают современную музыку, продолжая бесконечно прослушивать то, что было написано в предыдущие века. А то, что пишут современные композиторы, вызывает очень сдержанный интерес. Это звучит на каких-то фестивалях, есть какие-то записи, но имя любого из ныне живущих композиторов нельзя поставить рядом с именами Баха, Моцарта, Бетховена — они просто теряются в тени. Но это происходит не по вине излишне консервативных слушателей. Они мало того что выбирают то, что им нравится, но и следуют культурной традиции, которая в какой-то момент стала обращена в прошлое и зациклилась на нем. Возможно, в начале XX века композиторы пошли творческим путем, который и завел их в тупик. В этом контексте фестиваль «Музыка Земли» — один из вариантов поиска выхода из тупика, попытка извлечь новый опыт отношений и с музыкой, и с аудиторией. Попытка сойти с высокой сцены, возвышающейся над аудиторией, и спуститься зал, чтобы спросить: а вам на самом деле нравится то, мы что мы для вас играем?
Фестивалей народной музыки множество. Они существуют хотя бы потому, что по-п