«Прелюдия» Уильяма Вордсворта — образец самонаблюдения за собственной душой. Поэт не просто пишет о том, что с ним происходило, — он воспринимает окружающее пространство как набор аллегорий и метафор. Вместо того чтобы рассматривать действительность как поток событий, которые можно отвергать как неприятные и принимать как доставляющие удовольствие, он пытается расшифровать их смысл, касающийся его, как он полагает, непосредственным образом. Он творит из себя поэта, способного прикосновением своего ума обратить в поэтический образ все что угодно. Вглядывается в окружающую реальность как в послание, которое должен расшифровать.
Для Вордсворта мир — это текст, написанный Богом, и предназначение поэта — научиться его читать. Воображение — его инструмент, обостряющий восприятие реальности. Оно выделяет поэта из прочих и подчиняет себе его жизнь. Вордсворт прожил жизнь, сознательно моделируя ее в соответствии со своими представлениями о том, какой должна быть биография поэта, и подчиняя ее сочинению стихов. В число его ближайших друзей входил еще один классик английской поэзии — Кольридж, который на протяжении многих лет оставался его собеседником и единомышленником. Оба, и Кольридж, и Вордсворт, — олицетворение романтического направления в литературе, которое повлияло на классиков литературы русской: Пушкина и Лермонтова. В их стихах мы слышим отголоски стихов того и другого.
Новейшее издание «Прелюдии», оснащенное комментариями и статьями, подробнейшим образом анализирующее творческий путь поэта конца XVII — начала XIX века, — это возможность не только приникнуть к первоисточнику, но и увидеть мир глазами Вордсворта, для которого Бог — нечто само собой разумеющееся. Словно жизнь поэта пришлась на то время, когда Он ходил по английский земле не по углам, а всюду.
Вордсворт Уильям. Прелюдия, или Становление сознания поэта. — М.: Ладомир: Наука, 2017. — 1000 с. Тираж 800 экз.